ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-626/2013 от 12.12.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

  Дело №7-626/13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 декабря 2013 года                                    г. Саратов

Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу Максимович Ю.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 13.09.2013, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении Максимович Юлии Владимировны,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 13.09.2013 Максимович Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере      руб. за то, что 28.05.2013 на запрос Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области была представлена выписка по операциям на счетах          ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», содержащая недостоверную информацию.

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 17.10.2013 постановление мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района                       г. Саратова от 13.09.2013 оставлено без изменения.

В жалобе в порядке надзора заявитель просит судебные постановления отменить, производство по делу прекратить. Указывает на несогласие с выводами судебных инстанций, на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, так как должностное лицо банка не может нести ответственность за предоставление некорректной информации на неправомерное требование налогового органа.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.15.6 КоАП РФ правонарушением признается непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.ч.1,3,4,5 ст.93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

В соответствии с ч. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, налоговый контроль в отношении лиц, на которых положениями законодательства о налогах и сборах возложены определенные обязанности, осуществляется исключительно в формах, предусмотренных НК РФ.

Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Кодекса, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.

В силу ч.2 ст.86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Аналогичная обязанность банков по выдаче справок об операциях юридических лиц, в том числе налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, установлена в ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности».

Указанный в ч. 2 ст. 86 НК РФ перечень оснований, когда налоговый орган имеет право запрашивать выписку по счету организации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из содержания ч.2 ст.86 НК следует, что выписка по операциям на счете              ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» могла быть запрошена инспекцией у банка, только если в отношении данного общества инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу.

Согласно приложению №4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации Приказа ФНС России № САЭ-3-06/829@ в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований: вынесение решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа); принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации; проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля).

Установлено, что 13.05.2013 Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в адрес ОАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» был направлен запрос о предоставлении выписок в отношении всех счетов, открытых ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» в банке за период с 25.03.2011 по 25.03.2011                    (л.д. 15).

28.05.2012 в адрес Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области была направлена выписка по операциям на счете ОАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» (л.д. 17). Из анализа полученной выписки налоговым органом было установлено, что банком предоставлены недостоверные сведения в части остатка по счету на конец периода, то есть на 25.03.2011. Остаток по счету на начало периода составляет             , сумма по дебету счета за период            , сумма по кредиту счета за период             , остаток по счету на конец периода должен составлять                 . По данным банка остаток по счету на конец периода составляет               .

Максимович Ю.В. является начальником отдела операционного сопровождения юридических лиц ОАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» (л.д. 7).

В качестве основания в мотивировочной части запроса указано: истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках при проведении мероприятий налогового контроля в отношении, ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ».

Как следует из распечатки с сайта налог.ру в отношении ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», в соответствии с которой 30.10.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» (л.д. 89).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении                   ЗАО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» проводились мероприятия налогового контроля, в том числе налоговые проверки, при проведении которых возможно истребование документов.

Следовательно, вывод о том, что действия Максимович Ю.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, не может быть признан обоснованным.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от 13.09.2013 г., решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 17.10.2013 подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.30.13, ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района              г. Саратова от 13.09.2013, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 17.10.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном                  ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Максимович Юлии Владимировны, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя суда                                                                   О.В. Борисов