ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-627 от 16.10.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

№ 4а-627

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

гор. Ижевск 16 октября 2015 года

Председатель Верховного Суда Удмуртской Республики Суханов Ю.В., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Единая Управляющая Компания» - Ч.

на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №6 Устиновского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 25 марта 2015 года и решение судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 1 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Единая Управляющая Компания»,

у с т а н о в и л :

постановлением мирового судьи судебного участка №6 Устиновского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 25 марта 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 1 июля 2015 года, Общество с ограниченной ответственностью «Единая Управляющая Компания» (далее по тексту также – ООО «Единая УК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

ООО «Единая УК», не согласившись с вступившими в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении и решением по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление, оспорило их, подав жалобу в Верховный Суд Удмуртской Республики.

В жалобе Общество просит вынесенные в отношении него постановление и решение отменить, указывая, что при проведении проверки Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Ижевска допущено нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно акт проверки административным органом составлен не был, что порождает недействительность результатов проверки.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 17 сентября 2015 года, доводы жалобы, не нахожу оснований для удовлетворения указанной жалобы в связи со следующими обстоятельствами.

Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 ��������

Таким образом, административная ответственность по статье 19.7 КоАП РФ наступает, в частности, при доказанности факта непредставления лицом в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. При этом, такое бездействие лица не образует состав правонарушения по статье 6.16, частям 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, части 2 статьи 6.31, части 4 статьи 14.28, статьям 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует и установлено при возбуждении дела и его последующем рассмотрении, что 5 декабря 2014 года Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Ижевска в отношении ООО «Единая УК» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой выявлено нарушение Обществом порядка расчета размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды, что оформлено актом №<данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.д.9-13).

<данные изъяты> года Обществу выдано предписание №<данные изъяты> об устранении нарушений порядка расчета размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды в срок до <данные изъяты> года (л.д.8).

Приказом №<данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.д.7) с целью проверки исполнения требований предписания №<данные изъяты> от <данные изъяты> года постановлено провести в отношении ООО «Единая УК» внеплановую документарную проверку, для чего у Общества затребовать копию счет-извещения по оплате за электроэнергию квартирой №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> гор. <данные изъяты> за <данные изъяты> года, <данные изъяты> года.

Уведомлением №<данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.д.6), полученным ООО «Единая УК» в этот же день, Управлением у Общества были затребованы документы с целью проверки исполнения требований предписания №<данные изъяты> от <данные изъяты> года, в том числе копия счет-извещения по оплате за электроэнергию квартирой №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> гор. <данные изъяты> за <данные изъяты> года, <данные изъяты> года. Данные документы подлежали представлению в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Ижевска не позднее <данные изъяты> года.

ООО «Единая УК» в вышеназванный срок копию счет-извещения по оплате за электроэнергию квартирой №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> гор. <данные изъяты> за <данные изъяты> года, <данные изъяты> года Управлению не предоставило, что и явилось основанием для возбуждения <данные изъяты> года в отношении Общества дела по статье 19.7 КоАП РФ.

Названные обстоятельства подтверждаются следующим доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 февраля 2015 года (л.д.2); уведомлением №<данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.д.6); приказом №<данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.д.7); предписанием №<данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.л.8); актом №<данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.д.9-13), оцененными судьями в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Допущенное Обществом бездействие образует состав правонарушения по статье 19.7 КоАП РФ ввиду следующего.

Часть 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, помимо прочего, осуществление муниципального жилищного контроля.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее – органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).

Пунктами 1, 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Ижевска, утвержденного Решением Городской думы гор. Ижевска от 30 октября 2007 года №314, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Ижевска (далее по тексту также – Управление) является отраслевым органом – структурным подразделением Администрации гор. Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; к функциям Управления отнесено осуществление муниципальный жилищного контроля.

Помимо этого, Законом Удмуртской Республики от 30 июня 2014 года №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики (в том числе – Муниципальное образование «Город Ижевск»), наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору: организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Из анализа вышеназванных норм права следует, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации гор. Ижевска является органом, осуществляющим жилищный контроль (надзор), и вправе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, что осуществляется в рамках внеплановой проверки.

Статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1); организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 данного закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2); в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 3); в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы; к запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (часть 4); в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (часть 5); указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица; юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6).

Таким образом, Общество, получив <данные изъяты> года запрос органа, осуществляющего жилищный контроль (надзор), о предоставлении копии счет-извещения по оплате за электроэнергию квартирой №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> гор. <данные изъяты> за <данные изъяты> года, <данные изъяты> года в ходе проведения внеплановой документарной проверки, в силу статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 20 Жилищного кодекса РФ, должно было исполнить его не позднее <данные изъяты> года, а с учетом содержания запроса – не позднее <данные изъяты> года.

Принимая во внимание, что данная обязанность ООО «Единая УК» исполнена не была, то в бездействии Общества имеется состав правонарушения по статье 19.7 КоАП РФ – непредставление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Учитывая, что деяние, допущенное Обществом не охватывается составами, предусмотренными статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ, то квалификация бездействия Общества признается верной.

Указание в жалобе на то обстоятельство, что Управлением в нарушение положений статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не был составлен акт проверки, не может повлечь отмену вынесенных по делу постановления и решения.

В соответствии с частью 1 статьи 16 упомянутого закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Однако, предметом внеплановой документарной проверки, осуществлявшейся на основании приказа №<данные изъяты> от <данные изъяты> года, являлось исполнение Обществом требований предписания №<данные изъяты> от <данные изъяты> года, тогда как ООО «Единая УК» в рамках настоящего дела привлекалось к ответственности за непредставление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (статья 19.7 КоАП РФ), а не за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (статья 19.5 КоАП РФ). Исполнение либо неисполнение Обществом требований предписания №<данные изъяты> от <данные изъяты> года предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не являлось. Бездействие, допущенное Обществом и квалифицируемое по статье 19.7 КоАП РФ, самостоятельным актом проверки оформлению не подлежало.

Кроме того, по результатам проверки исполнения ООО «Единая УК» требований предписания №<данные изъяты> от <данные изъяты> года был составлен акт №<данные изъяты> от <данные изъяты> года.

Ссылка в жалобе на положения статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, ограничивающих право суда апелляционной инстанции принимать по делу дополнительные доказательства, несостоятельна, поскольку производство по делам об административных правонарушениях регламентируется исключительно законодательством об административных правонарушениях (статьи 1.1-1.3.1 КоАП РФ), а не нормами гражданского процессуального законодательства.

По настоящему делу грубые нарушения установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведению проверок, которые могли бы повлечь недействительность результатов проверки, Управлением допущены не были (статья 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьями были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление и решение, доказаны.

Постановление о привлечении ООО «Единая УК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Единая УК» в пределах, установленных санкцией статьи 19.7 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18, 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

постановление мирового судьи судебного участка №6 Устиновского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 25 марта 2015 года и решение судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 1 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Единая Управляющая Компания» оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Единая Управляющая Компания» - Ч. – без удовлетворения.

Председатель Верховного Суда

Удмуртской Республики Ю.В. Суханов