4а – 627/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 23 июня 2017 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 - представителя администрации городского округа Сызрань, на постановление заместителя начальника отдела судебных приставов №1 г. Сызрани Самарской области № 204 от 11.11.2016 года, решение Сызранского городского суда Самарской области от 20.12.2016 года и решение судьи Самарского областного суда от 21.02.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов №1 г. Сызрани Самарской области № 204 от 11.11.2016 года юридическое лицо – администрация г.о. Сызрань признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 20.12.2016 года постановление должностного лица от 11.11.2016 года оставлено без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 21.02.2017 года решение Сызранского городского суда Самарской области от 20.12.2016 года и постановление должностного лица от 11.11.2016 года оставлены без изменения.
В надзорной жалобе представитель ФИО1 считает вышеуказанные судебные решения незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что в решении городского суда от 20.12.2016 года и решении Самарского областного суда от 21.02.2017 года указано, что администрация г.о. Сызрань признана виновной по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей, при этом юридическое лицо постановлением должностного лица от 11.11.2016 года привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, также ссылается на невиновность в данном правонарушении, поскольку администрацией г.о. Сызрань принимались меры по соблюдению законодательства, просит отменить постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что имеются основания для частичного удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении, составленного 01.11.2016 года судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов №1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП Сызрани от 30.12.2014 года на основании исполнительного листа серии ВС № 055747322 от 23.12.2014 года, выданного Сызранским городским судом Самарской области на основании решения Сызранского городского суда Самарской области от 08.12.2014 года по гражданскому делу № 2-4315/14, в отношении должника - администрации г.о. Сызрань, возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является предоставление ФИО2 благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, с предоставлением должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок. Поскольку в установленный судебным приставом-исполнителем срок администрация г.о. Сызрань не исполнила решение Сызранского городского суда Самарской области от 08.12.2014 года, судебным приставом-исполнителем 26.03.2015 года вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В связи с неисполнением после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в период с 30.12.2014 по 27.11.2015 года требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном листе, постановлением №177 заместителя начальника отдела судебных приставов №1 г. Сызрани Самарской области от 08.12.2015 года юридическое лицо – администрация г.о. Сызрань, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Неисполнение требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном листе, после привлечения к административной ответственности послужило основанием для составления судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов №1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области от 01.11.2016 года в отношении юридического лица - администрации г.о. Сызрань, данного протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Заместитель начальника отдела судебных приставов №1 г. Сызрани Самарской области 11.11.2016 года, привлекая администрацию г.о. Сызрань к административной ответственности за данное административное правонарушение, в постановлении указал, что юридическое лицо не исполнило требования неимущественного характера, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и вновь установленного срока для исполнения решения суда и наложения штрафа по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ (постановление №177 от 08.12.2015 года), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
При рассмотрении жалобы представителя администрации г.о. Сызрань на постановление должностного лица от 11.11.2016 года судья Сызранского городского суда Самарской области решением от 20.12.2016 года, оставил данное постановление без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 21.02.2017 года по жалобе представителя администрации г.о. Сызрань решение Сызранского городского суда Самарской области от 20.12.2016 года и постановление должностного лица от 11.11.2016 года оставлены без изменения.
Однако, такой вывод судебными инстанциями сделан с нарушениями требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом- исполнителем после постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела об административном правонарушении и постановления судебного пристава – исполнителя от 26.03.2015 года о взыскании с должника – администрации г.о. Сызрань исполнительского сбора в размере 50 000 рублей не следует, что должнику устанавливался новый срок для исполнения решения суда, что является основным обстоятельством для объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Также из материала дела и постановления №177 заместителя начальника отдела судебных приставов №1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области от 08.12.2015 года о привлечении должника - администрации г.о. Сызрань к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставов – исполнителем после постановления о взыскании исполнительского сбора, не усматривается, что судебным – приставом исполнителем был установлен новый срок исполнения должником требований неимущественного характера после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
Из постановления №204 от 11.11.2016 года о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, также не усматривается вновь установленный должностным лицом срок исполнения должником требований неимущественного характера.
Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, является формальным, и условием привлечения по данному составу к административной ответственности является установление факта неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным инстанциям следовало проверить данное обстоятельство.
Оставляя без изменения постановление должностного лица от 11.11.2016 года судья городского суда и судья Самарского областного суда указанное требование закона не приняли во внимание, чем допустили нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом, которое является существенным.
Кроме этого, судья Сызранского городского суда Самарской области и судья Самарского областного суда при рассмотрении жалоб представителя администрации г.о. Сызрань на постановление №204 от 11.11.2016 года в своих решениях указали, что администрация г.о. Сызрань признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Таким образом, судебные инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении неправильно установили предмет обжалования, в связи с чем невозможно признать состоявшиеся судебные решения законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации г.о. Сызрань требования закона о полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела предыдущими судебными инстанциями не выполнены, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влекущим отмену состоявшихся судебных решений.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение Сызранского городского суда Самарской области от 20.12.2016 года и решение Самарского областного суда от 21.02.2017 года, вынесенные по жалобе представителя администрации г.о. Сызрань на постановление №204 заместителя начальника судебных приставов №1 г. Сызрани Самарской области от 11.11.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – администрации г.о. Сызрань подлежат отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в Сызранский городской суд Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
постановил:
надзорную жалобу ФИО1 - представителя администрации г.о. Сызрань удовлетворить частично.
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 20.12.2016 года и решение судьи Самарского областного суда от 21.02.2017 года, которыми оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела судебных приставов №1 г. Сызрани Самарской области № 204 от 11.11.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации г.о. Сызрань отменить, материал направить на новое рассмотрение в Сызранский городской суд Самарской области.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров