ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2019 года № 4А-637/2019
Заместитель председателя Вологодского областного суда Осипова И.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление административной комиссии в Вологодском муниципальном районе от 17.01.2019 №..., решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 22.04.2019, решение судьи Вологодского областного суда от 18.06.2019, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области»,
установила:
постановлением административной комиссии в Вологодском муниципальном районе от 17.01.2019 №... ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Решением судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 22.04.2019 постановление административного органа оставлено без изменения.
Решением судьи Вологодского областного суда от 18.06.2019 решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 22.04.2019 оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит отменить вынесенные по делу решения, прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесены решения, процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, полагаю обжалуемые постановления подлежащими отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Постановлением административной комиссии в Вологодском муниципальном районе от 17.01.2019 №... ФИО1 признана виновной в нарушении Правил благоустройства территории сельского поселения Сосновское, утвержденных решением Совета сельского поселения Сосновское от 31.10.2017 № 25.
В обоснование вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», в постановлении административного органа и решениях судей нижестоящих инстанций указано, что факт совершения административного правонарушения подтверждается, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
Как следует из статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Требования статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица по поводу вменяемого ему правонарушения (часть 2); при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4); копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола ( часть 4.1); протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении физического лица составляется в его присутствии. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается только в случае, если эти лица были извещены в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из извещения, направленного должностным лицом в адрес ФИО1, следует, что составление протокола об административном правонарушении назначено на 14.12.2018 в 09 часов 50 минут.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отношении ФИО1 10.01.2019, при этом, как следует из указанного документа, заявитель на составление протокола 14.12.2018 в 09 часов 50 минут не явилась, возможности получить от неё объяснения не имеется, конверт с извещением возвращен в административный орган 10.01.2019.
Между тем, из материалов дела не следует, что ФИО1 надлежащим образом извещена о составлении протокола 10.01.2019.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, не извещенной о месте и времени составления протокола, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение её права на защиту.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом не созданы необходимые условия для реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, права на защиту, что не позволяет признать процедуру составления протокола соответствующей требованиям КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу о невозможности принятия протокола об административном правонарушении в качестве доказательства.
Дело об административном правонарушении рассмотрено административной комиссией 17.01.2019. Однако, как утверждает заявитель, копия протокола, направленная 10.01.2019, получена ею 21.01.2019, то есть после рассмотрения дела по существу. Иных доказательств получения ФИО1 копии протокола не имеется. Таким образом, ФИО1 была лишена возможности ознакомиться с объемом предъявленного обвинения.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на законность принятых по делу актов.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии в Вологодском муниципальном районе от 17.01.2019 №..., решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 22.04.2019, решение судьи Вологодского областного суда от 18.06.2019, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление административной комиссии в Вологодском муниципальном районе от 17.01.2019 №..., решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 22.04.2019, решение судьи Вологодского областного суда от 18.06.2019, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Вологодского областного суда Осипова И.Г.