ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-63/2018 от 22.02.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-63/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу заведующей муниципальным дошкольным образовательным автономным учреждением детский сад «Золушка» муниципального образования Ясненский городской округ ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего г. Ясного Оренбургской области от 29 октября 2017 года и решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детский сад «Золушка» муниципального образования Ясненский городской округ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего г. Ясного Оренбургской области от 29 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2017 года, муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Золушка» муниципального образования Ясненский городской округ (далее - МДОАУ ДС «Золушка», дошкольное учреждение), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения МДОАУ ДС «Золушка» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ послужил факт невыполнения дошкольным учреждением в срок до 01 августа 2017 года п. 1 и п. 3 предписания начальника ОНД по Ясненскому городскому округу и Светлинскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области от 29 февраля 2016 года № ***, выявленный в рамках внеплановой выездной проверки, проведенной должностным лицом указанного органа в период с 22 августа 2017 года по 18 сентября 2017 года.

Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи.

Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок исключительно законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

В ходе производства по делу заведующая МДОАУ ДС «Золушка» ФИО1 заявляла о необоснованности привлечения дошкольного учреждения к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, заявляя, что предписание от 29 февраля 2016 года № ***, выдано ненадлежащему субъекту ответственности и является незаконным.

В настоящей жалобе ФИО1 приведены аналогичные доводы.

В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении законность предписания от 29 февраля 2016 года № *** проверена не была.

Из материалов дела следует, что муниципальному образованию Ясненский городской округ Оренбургской области на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. ***, д. ***, в том числе подземный этаж здания (л.д. 78).

В подвальной части здания расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие), введенное в эксплуатацию в 1987 году, что подтверждается паспортом противорадиационного укрытия (л.д. 158).

В настоящее время на праве оперативного управления МДОАУ ДС «Золушка» переданы нежилое здание детского сада литер ЕЕ1 и склад литер Е2 (л.д. 74-77).

Признавая МДОАУ ДС «Золушка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, суды исходили из того, что обязанность по содержанию защитного сооружения в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года № 583 (далее - Правила) возложена на организацию, эксплуатирующую объекты гражданской обороны.

Данный вывод судами сделан на основании сведений, внесенных в технический паспорт убежища, и реестра объектов и имущества противорадиационных укрытий муниципального образования г. Ясный и Ясненский район Оренбургской области (л.д. 80-81, 127-130).

Однако судами не было учтено следующее.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты оборонного производства, в том числе объекты связи инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Пунктом 3.2.1 Правил установлено, что встроенные и отдельно стоящие защитные сооружения гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что защитные сооружения гражданской обороны, в силу своей специфичности являются объектами федеральной собственности, при содержании и использовании которых необходимо соблюдение установленных норм и правил.

Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судьями оставлено без внимания то обстоятельство, что обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Главой муниципального образования Ясненский район Оренбургской области мировому судье предоставлены сведения по защитным сооружениям гражданской обороны, внесенным в реестр собственности на территории названного муниципального образования. Согласно этим сведениям убежище (противорадиационное укрытие), расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. *** относится к объектам федеральной собственности. Эксплуатируется объект муниципальной организацией (л.д. 80-81).

Из сообщения врио руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 30 ноября 2017 года № *** следует, что указанное защитное сооружение гражданской обороны не проходило процедуру в качестве государственного (федерального) имущества, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» и не включено в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области. Одновременно обращено внимание на то, что отсутствие сведений об объектах недвижимого имущества в реестре федерального имущества не означает отсутствие права федеральной собственности на вышеуказанный объект (л.д. 181).

Таким образом, органом государственного надзора не установлен собственник защитного сооружения гражданской обороны, передавался ли указанный объект в собственность (пользование) муниципального образования, а также закреплялся ли он в оперативное управление МДОАУ ДС «Золушка».

При изложенных данных, с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также того обстоятельства, что законность предписания судебными инстанциями должным образом не проверена, невозможно сделать безусловный вывод о виновности МДОАУ ДС «Золушка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 названного Кодекса.

Принимая во внимание изложенное, состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего г. Ясного Оренбургской области от 29 октября 2017 года и решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2017 года, вынесенные в отношении МДОАУ ДС «Золушка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные акты.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу заведующей МДОАУ ДС «Золушка» ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего г. Ясного Оренбургской области от 29 октября 2017 года и решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2017 года, вынесенные в отношении МДОАУ ДС «Золушка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда ФИО2