ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-64/19 от 19.08.2019 Магаданского областного суда (Магаданская область)

№ 4А-64/2019

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

И.о. заместителя председателя Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области Шиманова А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Магаданского городского суда от 5 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия города Магадана «Водоканал» Попова А.А.

у с т а н о в и л :

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района от 30 апреля 2019 года директор МУП города Магадана «Водоканал» Попов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и емуназначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 5 июня 2019 года постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24. 5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение судьи Магаданского городского суда вступило в законную силу.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области обратился в Магаданский областной суд с жалобой в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

В обоснование жалобы ссылается на выявленные в ходе плановой выездной проверки МУП города Магадана «Водоканал» нарушения в сфере охраны окружающей среды, а именно на превышение нормативов и лимитов по ряду загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод по всем выпускам (зафиксированы актом проверки от 2 ноября 2018 года №...).

Сообщает, что на основании статей 35, 44 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и указанного акта проверки, МУП города Магадана «Водоканал» выдано предписание от 2 ноября 2018 года №..., которым на него возложена обязанность усилить контроль за выполнением Плана снижения сбросов загрязняющих веществ по выпускам №№ 1а, 3, 3а, 4, 5, 6 со сроком исполнения до 1 февраля 2019 года.

Проведенной административным органом в отношении МУП города Магадана «Водоканал» внеплановой документарной проверкой выявлен факт неисполнения указанного предписания, в связи с чем проверяемому лицу выдано новое предписание от 1 марта 2019 года №..., а в отношении директора составлен протокол об административном правонарушении.

Сообщает, что из представленной МУП города Магадана «Водоканал» в ходе внеплановой проверки информации за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года следует, что по выпуску № 1а превышена масса разрешенного сброса по двум загрязняющим веществам: нитраты и фосфаты (Р).

Административный орган считает, что издание МУП города Магадана «Водоканал» приказа от 25 января 2019 года № 32 «Об усилении контроля» не свидетельствует об исполнении предписания от 2 ноября 2018 года №..., так как запланированное достижение экологического эффекта не достигнуто, план снижения сбросов не выполнен.

Поскольку приказ от 25 января 2019 года № 32 «Об усилении контроля» издан после окончания срока выполнения запланированных мероприятий по выпуску № 1а (4 квартал 2018 года), по мнению административного органа, он не влияет на исполнение предписания относительно мероприятий по усилению контроля за выполнением Плана по выпуску № 1а, срок исполнения которых истек 1 января 2019 года.

Кроме того автор жалобы полагает, что издание лишь приказа об усилении контроля не свидетельствует об исполнении предписания, требования которого направлены на устранение нарушения природоохранных норм.

Утверждает, что мнение лица, привлекаемого к административной ответственности о неясности, неконкретности и неисполнимости предписания не соответствует обстоятельствам дела.

Считает, что предписание от 2 ноября 2018 года №... соответствует критериям исполнимости, так как у МУП города Магадана «Водоканал» имелась возможность устранить выявленные нарушения в указанный в нем срок.

Отсутствие указаний на конкретные мероприятия по устранению допущенного нарушения не свидетельствуют о его недействительности, поскольку решение вопроса о порядке и способе исполнения относится к компетенции предприятия.

На основании изложенного, просит решение судьи Магаданского городского суда отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности - Попов А.А. в возражениях на жалобу считает, что судья Магаданского городского суда правильно установил юридически значимые обстоятельства, обоснованно прекратил производство по делу в связи с тем, что в его действиях отсутствует состав правонарушения.

Кроме того указывает, что предписание административного органа не содержало требований об устранении нарушения, выразившегося в превышении установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, в связи с чем просит оставить решение судьи Магаданского городского суда без изменения.

Определением от 17 июля 2019 года материалы дела об административном правонарушении в отношении Попова А.А. истребованы у мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района, поступили в Магаданский областной суд 19 июля 2019 года.

Проверкой материалов дела об административном правонарушении, рассмотрением доводов жалобы и возражений лица, привлекаемого к административной ответственности, оснований для отмены вынесенного по делу решения не установлено.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

Из материалов дела следует, что управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области по результатам плановой выездной проверки МУП города Магадана «Водоканал» составлен Акт проверки от 2 ноября 2018 года №..., в котором отражены нарушения в различных сферах природопользования, в том числе в сфере водопользования.

По итогам проверки в адрес МУП города Магадана «Водоканал» вынесено предписание от 2 ноября 2018 года №..., которым на предприятие возложена обязанность в срок до 1 февраля 2019 года усилить контроль за выполнением Плана снижения сбросов загрязняющих веществ по выпускам №№ 1а, 3, 3а, 4, 5, 6.

Иных требований указанное предписание не содержит.

Материалами дела также подтверждается, что 25 января 2019 года директором МУП города Магадана «Водоканал» Поповым А.А. издан приказ № 32 «Об усилении контроля», в соответствии с которым заместителю директора по производству предписано усилить контроль за исполнением Плана снижения сбросов на период с 1 января 2014 по 31 декабря 2021 г. по выпускам №№ 1а, 3, 3а, 4, 5, 6; на начальника производственно-технического отдела возложена обязанность ежеквартально предоставлять заместителю директора по производству оперативные сведения о ходе исполнения плана снижения сбросов, обеспечить предоставление в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области отчетов исполнения плана снижения сбросов, обеспечивать корректировку плана и согласование его с управлением Росприроднадзора.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 17 апреля 2019 года №..., директору МУП города Магадана «Водоканал» Попову А.А. вменялось не исполнение предписания от 2 ноября 2018 года №..., выразившееся в том, что уровень разрешенного сброса по выпуску № 1а (р. Магаданка) не достигнут по двум показателям: нитраты и фосфор общий.

Также в протоколе указано, что результат по первому, предусмотренному Планом, мероприятию должен был быть достигнут в 2018 году, поэтому приказ от 25 января 2019 года № 32 «Об усилении контроля» не свидетельствует об исполнении предписания.

На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что 2 февраля 2019 года директором МУП города Магадана «Водоканал» Поповым А.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

С таким выводом согласился и.о. мирового судьи судебного участка № 8 Магаданского судебного района, признав Попова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Поскольку предписание от 2 ноября 2018 года №... содержит конкретный срок его исполнения и указание на то, какие действия надлежит совершить МУП города Магадана «Водоканал» - усилить контроль за выполнением Плана снижения сбросов, а материалами дела подтверждено, что 25 января 2019 года (то есть в срок установленный предписанием) директор МУП города Магадана «Водоканал» издал приказ, которым установил меры по усилению контроля за выполнением Плана снижения сбросов загрязняющих веществ и ответственных за это должностных лиц предприятия, судья Магаданского городского суда пришел к правильному выводу о том, что предписание фактически исполнено.

В связи с тем, что предписанием от 2 ноября 2018 года №... на МУП города Магадана «Водоканал» не возлагалась обязанность достигнуть определенного уровня разрешенного сброса загрязняющих веществ по выпуску № 1а (р. Магаданка) в четвертом квартале 2018 года, описанная в протоколе объективная сторона правонарушения, в данном случае отсутствует.

При таких обстоятельствах вывод судьи Магаданского городского суда о том, что в действиях директора МУП города Магадана «Водоканал» Попова А.А. отсутствует состав административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, является правильным.

Следовательно, судьей Магаданского городского суда не допущено процессуальных нарушений, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Иных обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемого решения, не установлено.

При таком положении основания для отмены обжалуемого акта отсутствуют, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

постановил:

решение судьи Магаданского городского суда от 5 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия города Магадана «Водоканал» Попова А.А., оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области Шиманова А.В. - без удовлетворения.

И.о. заместителя председателя

Магаданского областного суда И.А. Адаркин