ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-662/18 от 02.11.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-662/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 ноября 2018 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области П.Л.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Беляевского района Оренбургской области от 10 апреля 2018 года и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области, исполняющего обязанности судьи Беляевского районного суда Оренбургской области, от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Донской сельсовет Беляевского района Оренбургской области,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Беляевского района Оренбургской области от 10 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Саракташского районного суда Оренбургской области, исполняющего обязанности судьи Беляевского районного суда Оренбургской области, от 23 мая 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации муниципального образования Донской сельсовет Беляевского района Оренбургской области (далее - администрация МО Донской сельсовет, администрация) прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение мировому судье.

Администрации МО Донской сельсовет в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы должностного лица на указанные судебные акты и извещение о подаче этой жалобы. Судебное отправление получено, в установленный срок возражения в Оренбургский областной суд не поступили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В целях реализации п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Пунктом 2 общих положений приказа Росстата от 28 января 2011 года № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» предусматривается, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, предоставляют до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Из материалов дела усматривается, что на основании приказа заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04 мая 2017 года министерство провело плановую выездную проверку по соблюдению требований природоохранного законодательства и установило, что в результате административно - хозяйственной деятельности администрации образуются отходы производства и потребления:

- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 71 101 01 52 1, 1 класс опасности отхода);

-мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код ФККО 7 33 100 02 72 5, 5 класс опасности отхода);

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код ФККО 4 05 122 02 60 5, 5 класс опасности отхода).

Согласно представленным администрацией МО Донской сельсовет данным учета в области обращения с отходами в 2016 году в результате деятельности администрации образовалось 0,53 т твердых бытовых отходов.

Проверкой установлено, что администрацией не представлены в уполномоченный орган исполнительной власти сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год.

29 июня 2017 года государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области администрации МО Донской сельсовет вынесено предписание согласно которому администрация в срок до 01 февраля 2018 года обязана предоставить годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) в уполномоченный орган исполнительной власти.

Из материалов дела усматривается, что администрация не исполнила в установленный срок до 01 февраля 2018 года предписание должностного лица от 29 июня 2017 года об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу мировой судья, руководствуясь положениями ст. 13 Закона № 89-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правильно пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом в постановлении мировой судья ошибочно указал, что исходя из положений ст. 19 Закона № 89-ФЗ обязанность вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, предоставлять соответствующую этому учету отчетность, возложена не на всех лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, а только на прямо указанных в законе специальных субъектов – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Исходя из изложенного, мировым судьей сделал вывод о незаконности предписания от 29 июня 2017 года об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи.

Вместе с тем по делу не было учтено следующее.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из ст. 1 названного Закона обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Администрация на своей территории временно складировала отходы, факт образования которых в результате ее деятельности подтвержден материалами дела и не оспаривался названным лицом в ходе проведения проверки и рассмотрения дела в суде, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения. Так, отходы 5 класса опасности администрация собственными силами транспортировала и размещала на объекте размещения отходов; отходы 1 класса опасности (ртутьсодержащие лампы) по договору от 12 мая 2014 года передавала ИП ***. в целях оказания услуг по сдаче этих отходов производства на утилизацию.

Учитывая, что в процессе деятельности самой администрации образуются отходы производства и потребления, администрация обязана предоставлять в установленном порядке статистический отчет по форме № 2-ТП (отходы).

Исходя из правового смысла и содержания п. 2 и п. 3 ст. 14, п. 1 и п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ данным Законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, без ссылки на объемы образования отходов.

При таких условиях администрация обязана предоставлять в установленном порядке статистический отчет № 2-ТП (отходы), поскольку она фактически осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

Рассматривая жалобу должностного лица, судья районного суда в решении привел суждение о том, что действия администрации МО Донской сельсовет квалифицированы должностным лицом как действия органа местного самоуправления, а не как действия юридического лица. Это суждение является неправильным по изложенным выше основаниям. Предписание выдано администрации как юридическому лицу, осуществляющему деятельность по обращению с отходами, а не органу, осуществляющему организацию деятельности в области обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования, в связи с властно-распорядительной функцией данного органа.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о неправильном применении судьями нижестоящих судов норм материального права.

Вместе с тем изложенное не привело к принятию неправильного судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, МО Донской сельсовет не выполнило к установленному сроку предписание от 29 июня 2017 года *** о предоставлении в срок до 01 февраля 2018 года годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) в уполномоченный орган исполнительной власти.

При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа указанные действия МО Донской сельсовет квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Однако состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства.

В предписании же от 29 июня 2017 года *** указано не об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а о необходимости предоставления отчетности по форме 2-ТП (отходы) в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, определенной ст. 19 Закона № 89-ФЗ и приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17, к сроку, установленному этими же правовыми нормами.

При таких обстоятельствах в действиях МО Донской сельсовет отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку невыполнение предписания о предоставлении информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, не влечет административную ответственность по указанной статье.

Ответственность за действия, связанные с непредоставлением респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

По настоящему делу переквалификация действий администрации с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ невозможна, поскольку составы имеют разные родовые объекты посягательства.

Следовательно, производство по делу подлежало прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах требование жалобы об отмене постановления мирового судьи, решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение не может быть удовлетворено.

Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты подлежат изменению путем исключения из них вывода о том, что обязанность по предоставлению справки по форме № 2-ТП (отходы) лежит только на специальных субъектах, которые наряду с тем, что могут образовывать собственные отходы, занимаются лицензионным видом деятельности по сбору отходов из других источников, их накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению.

Изменение судебных актов в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области П.Л.А. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Беляевского района Оренбургской области от 10 апреля 2018 года и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области, исполняющего обязанности судьи Беляевского районного суда Оренбургской области, от 23 мая 2018 года, вынесенные в отношении администрации МО Донской сельсовет по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, изменить, исключив из них вывод о том, что обязанность по предоставлению справки по форме № 2-ТП (отходы) лежит только на специальных субъектах, которые наряду с тем, что могут образовывать собственные отходы, занимаются лицензионным видом деятельности по сбору отходов из других источников, их накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению.

Изменить основание прекращения производства по делу с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ на п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев