ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-663 от 25.06.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4а-663

город Казань 25 июня 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан М.М. Хайруллин, рассмотрев жалобу защитника Рамиля Фаисовича Нуриева на вступившие в законную силу постановление судьи Приволжского районного суда города Казани от 17 марта 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Приволжского районного суда города Казани от 17 марта 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

До выдворения за пределы Российской Федерации постановлено содержать ФИО1 в Центре временного содержания иностранных лиц и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан.

В жалобе защитник Р.Ф. Нуриев, не соглашаясь с произведенной судьями оценкой доказательств и указывая на уважение прав личной и семейной жизни ФИО1, просит вынесенные в отношении неё судебные акты изменить, исключить из наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы, свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения жалобы Р.Ф. Нуриева.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

На основании статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что гражданкой Республики Узбекистан ФИО1 допущено нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в её пребывании на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации.

Эти обстоятельства подтверждаются: протоколами об административном правонарушении, об административном задержании, о доставлении (л.д.2,3,5); рапортом сотрудника полиции (л.д.4); сведениями из досье ФИО1 ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.9-15) и другими материалами дела.

Доказательства оценены судьями в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу допустимых.

При таких обстоятельствах ФИО1 правомерно привлечена к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в пределах санкции указанной статьи.

Вместе с тем по смыслу закона при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Мотивы, свидетельствующие о необходимости назначения ФИО1 дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, судьями в судебных актах приведены, однако не в полном объёме учтены следующие обстоятельства.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 свою вину признала.

Из содержания жалобы следует, что ФИО1 совместно с сыном и дочерью переехали Российскую Федерацию в 1998 году в целях получения гражданства России.

Так же из материалов дела усматривается, что у ФИО1 имеются в собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский муниципальный район, Татарско-Ходяшеское сельское поселение, <адрес>, где кроме неё, зарегистрированы её дочь - ФИО2 и сын - ФИО3.

Эти обстоятельства подтверждаются адресным листком убытия, договором купли продажи, свидетельством о государственной регистрации права от 8 ноября 2011 года, справками Татарско-Ходяшевского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и характеристикой с места жительства, копией решения Пестречиеского районного суда Республики Татарстан от 20 сентября 1999 года, выпиской из похозяйственной книги и другими, приобщёнными к делу документами.

Кроме того в Татарско-Ходяшевском сельском поселении Пестречинского муниципального района Республики Татарстан проживают отец ФИО1 – ФИО4, 23.07.1951 года и рождения и её мать – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые являются гражданами Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из материалов дела следует, что в отношении ФИО1 17 марта 2018 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 306 Уголовного Кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о преступлении.

Данное обстоятельство отрицательно характеризует ФИО1, однако не свидетельствует о том, что в отношении неё следует применить административное выдворение за пределы Российской Федерации в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вынесенные в отношении ФИО1 судебные акты подлежат изменению с исключением указания на назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

жалобу защитника Рамиля Фаисовича Нуриева удовлетворить.

Постановление судьи Приволжского районного суда города Казани от 17 марта 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить указание о назначении ей дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части указанные постановление судьи районного суда и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан оставить без изменения.

Освободить ФИО1 из Центра временного содержания иностранных лиц и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан М.М. Хайруллин