ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-666/17 от 14.12.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

№ 4А-666/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тюмень 14 декабря 2017 года

Заместитель председателя Тюменского областного суда Антипин А.Г., рассмотрев жалобу генерального директора ООО <.......>А.Т.О. на постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 02 августа 2017 года и решение судьи Тюменского областного суда от 13 сентября 2017 года в отношении ООО <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда города Тюмени от 02 августа 2017 года ООО <.......> привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей без конфискации наркотических средств и психотропных веществ.

Решением судьи Тюменского областного суда от 13 сентября 2017 года постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 02 августа 2017 года оставлено без изменения, жалоба заявителя – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тюменский областной суд, генеральный директор ООО <.......>А.Т.О. просит изменить вынесенные судебные акты с заменой наказания в виде штрафа на предупреждение или отменить с прекращением производства по делу в случае недоказанности установленных по делу обстоятельств или установления факта малозначительности. Указывает, что доказательства по делу получены с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». ООО <.......> не было уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до ее проведения.

Считает, что поскольку допущенные Обществом нарушения правил ведения специального журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не повлекли за собой никаких негативных последствий и не вызвали угрозу их возникновения, имеются достаточные основания для замены административного штрафа на предупреждение. Кроме того, указывает, что наказание подлежит снижению ниже низшего предела, ввиду того, что сумма штрафа в размере 200000 рублей является для Общества значительной.

Также полагает возможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.

Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно пункту 10 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» в журналах регистрации указываются как названия наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681, так и иные названия наркотических средств и психотропных веществ, под которыми они получены юридическим лицом.

Принимая решение о виновности ООО <.......> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебными инстанциями не было учтено следующее.

Как усматривается из постановления судьи районного суда действия ООО <.......> квалифицируются по части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение правил учета наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (л.д.124).

Как видно из текста статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данной нормой устанавливается дифференцированная ответственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в части нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в списки I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в зависимости от того, включены ли наркотические средства или психотропные вещества и их прекурсоры в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Поэтому судебными инстанциями, при вынесении постановления по делу для правильной юридической квалификации противоправных действий ООО <.......> необходимо было определить, включены ли указанные в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и используемые ООО <.......> наркотические средства, психотропные вещества в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

При этом ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 июля 2017 года, вынесенном прокурором Центрального административного округа г. Тюмени (л.д.109-112), ни в судебных постановлениях (л.д.122-125, 137-140) не выяснено и не указано в отношении каких именно наркотических средств и психотропных веществ допущены нарушения, входят ли они в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Указанный Перечень наркотических средств и психотропных веществ к материалам дела не приобщен и не был исследован при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При рассмотрении жалобы генерального директора ООО <.......>А.Т.О. на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб были исследованы материалы дела, согласно которым нарушение законодательства ООО <.......> в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров были установлены в отношении препаратов: фентанил, фенобарбитал, кетамин и реланиум (диазепам) (л.д.32, 38, 39, 42), и Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681, согласно которому вещества: фентанил, фенобарбитал, кетамин и реланиум (диазепам), включены в список II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Кроме того, судья районного суда, квалифицируя действия ООО <.......> как нарушение правил учета наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, указывает в качестве доказательства вины ООО <.......> в совершении правонарушения фотоматериалы копий журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ за 2016 и 2017 год, в которых указаны наркотические и психотропные вещества, входящие в список III Перечня наркотических средств и психотропных веществ (л.д.124, 31-37, 41-46).

Данное обстоятельство исключает юридическую квалификацию действий ООО <.......> по части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, судьей районного суда дана неверная юридическая оценка содеянному и сделан ошибочный вывод о наличии в действиях ООО <.......> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 02 августа 2017 года и решение судьи Тюменского областного суда от 13 сентября 2017 года в отношении ООО «<.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО <.......> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу генерального директора ООО <.......>А.Т.О., удовлетворить.

Постановление судьи Центрального районного суда города Тюмени от 02 августа 2017 года и решение судьи Тюменского областного суда от 13 сентября 2017 года в отношении ООО <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя суда (подпись) А.Г. Антипин

Копия верна:

Заместитель председателя суда А.Г. Антипин