ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№ 4а-671/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 сентября 2019 года г. Симферополь
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Крым Скляров В.Н., рассмотрев в порядке ст. 30.16 КоАП РФ жалобу и.о. начальника службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19.04.2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 24.06.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 от 14.12.2018 года № 18 директор ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19.04.2019 года постановление и.о. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 от 14.12.2018 года № 18 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым т 24.06.2019 года решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19.04.2019 года оставлено без изменения, а жалоба первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 оставлена без удовлетворения.
В жалобе, принятой в порядке ст. 30.15. КоАП РФ, о. начальника службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 просит отменить решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19.04.2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 24.06.2019 года, а постановление Службы финансового надзора Республики Крым от 14.12.2018 года № 18 оставить без изменения.
Требования мотивированы тем, что выводы судов основаны на неправильном толковании норм права, считает, что дело рассмотрено неполно, необъективно, постановленными при неполном установлении всех обстоятельств по делу, при ненадлежащей оценке доказательств, в связи, с чем принятые по делу судебные решения подлежат отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанной жалобы и отмены судебных решений.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере соблюдения норм законодательства в области субсидирования.
Согласно п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из ч.3 ст.139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В развитие положений бюджетного законодательства на территории Республики Крым Советом министров Республики Крым на основании постановления от 09.07.2017 года № 58 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 года» (в редакции постановления от 22.02.2018 № 87) утвержден Порядок от 09.02.2017 №58.
Согласно подп.1.3.2. п.1.3. раздела 1 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части понесенных ими затрат (без НДС для получателей субсидии, находящихся на общей системе 7 1173 492784 налогообложения) в текущем финансовом году или отчетном финансовом году на проведение гидромелиоративных мероприятий - строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов, а также по переходящим объектам незавершенного строительства.
Согласно подп.2.1.2. п.2.1 раздела 2 Порядка от 09.02.2017 №58 условием и порядком предоставления субсидии является представление в Министерство сельского хозяйства пакета документов, в том числе заявление о предоставлении субсидии, справку расчет на предоставление субсидии.
Согласно подп.1.5.1 п.1.5. раздела 1 Порядка от 09.02.2017 № 58 субсидия предоставляется получателям субсидии в текущем финансовом году по прямым расходам, соответствующим локальному сметному расчету. Согласно подп. 1.5.2. п. 1.5. раздела 1 Порядка от 09.02.2017 №58 при выполнении работ, соответствующих локальному сметному расчету проекта, подрядной организацией возмещению подлежат затраты, не превышающие прямые затраты предусмотренные локальным сметным расчетом проекта по соответствующим видам работ.
Согласно приложению № 1 к приказу Министерства сельского хозяйства от 14.03.2018 года № 204, принятому в соответствии с Порядком от 09.02.2017 № 58, сумма субсидии составляет 70% затрат, понесенных сельскохозяйственным производителем на проведение гидромелиоративных мероприятий.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании п.16 плана деятельности Службы финансового надзора Республики Крым на 2018 год, утвержденного приказом от 22.12.2017 года № 496, приказа службы от 20.09.2018 года № 359 в отношении ООО «Золотые фрукты Крыма» проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании средств, выделенных из бюджета Республики Крым на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы в Министерстве сельского хозяйства за период с 01.06.2015 года по 31.08.2018 года.
06.04.2018 года между Министерством сельского хозяйства (главный распорядитель) и ООО «Золотые фрукты Крыма» (получатель субсидии) сроком до 01.04.2019 года заключено соглашение № 207-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п.1.1 соглашения главный распорядитель предоставляет получателю субсидию из средств бюджета Республики Крым по возмещению части фактических затрат на гидромелиоративные мероприятия.
Субсидия предоставлена в размере <данные изъяты>. (п. 1.3 соглашения).
Согласно протокола № 9 общего собрания участником ООО «Золотые фрукты Крыма» и приказа от 02.06.2017 года № 18 директором ООО «Золотые фрукты Крыма» с 02.06.2017 года назначен ФИО1 (л.д.82-84).
По результатам проведенной проверки Службой финансового надзора 27.11.2018 года составлен акт проверки № 09.1-04/06, в котором зафиксировано следующее нарушение (л.д.110-114).
16.03.2018 года ООО «Золотые фрукты Крыма» предоставлено в Министерство сельского хозяйства Республики Крым заявление о предоставлении субсидии на проведение гидромелиоративных мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы в сумме 5532938, 60 руб. с приложением справки-счета, согласно которой, затраты на строительство системы водоподачи на 64, 93 га составили <данные изъяты> руб. сумма субсидии к перечислению – <данные изъяты> (<данные изъяты> (л.д.115-117).
Справка-счет подписана директором и главным бухгалтером ООО «Золотые фрукты Крыма», однако сумма прямых затрат в соответствии с актами о приемке выполненных работ составила <данные изъяты>.
Таким образом, общество имело право на получение субсидии в размере <данные изъяты> однако ООО «Золотые фрукты Крыма» предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> (л.д.118)
Должностными лицами органа финансового надзора в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение подп. 1.3.2 п. 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 года № 58 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 года» от 09.02.2017 года № 58 в результате завышения затрат на строительство мелиоративной системы ООО «Золотые фрукты Крыма» излишне получена субсидия в сумме 1205499,59 руб., что является нарушением получателем субсидии условий ее предоставления, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений 11.12.2018 года заместителем начальника управления – заведующим отделом финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе Управления финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе и сфере использования природных ресурсов ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № 18 в отношении директора ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1 (л.д.73-76).
Постановлением и.о.начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 от 14.12.2018 года № 18 директор ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>. (л.д.66-72).
Прекращая производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, судья районного суда, исходил из того, что что директор ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, был вправе полагать, что у Министерства сельского хозяйства Республики Крым нет претензий к порядку и условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации отсутствует вина директора в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем, он не может быть привлечен к административной ответственности.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции с выводом, которого согласился суд апелляционной инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения к ответственности директор ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1 из-за нарушения физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, и что в действиях директора ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Жалоба на судебные решения не содержит доводов о наличии существенных (фундаментальных) нарушений, повлиявших на исход рассмотрения дела.
Должностное лицо в жалобе предлагает по-иному оценить обстоятельства дела и по-иному применить и истолковать нормы материального права, исходя из его правовой позиции. Однако различная точка зрения судей и должностного лица на одни и те же обстоятельства дела и по одному и тому же вопросу применения и толкования норм материального права, сама по себе не может служить достаточным основанием для пересмотра судебных постановлений с ухудшением положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу.
Обстоятельств, которые в силу п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену решения судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19.04.2019 года и решения судьи Верховного Суда Республики Крым от 24.06.2019 года, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.16, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19.04.2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 24.06.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Золотые фрукты Крыма» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу и.о. начальника службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 - без удовлетворения.
Заместитель Председателя Суда В.Н. Скляров