№4а-675/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Самара 27 июня 2016 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Татарское радио - Самара» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 42 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области от 15.01.2016 и решение Промышленного районного суда г.Самары от 24.02.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
02.12.2015 ведущим специалистом – экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (далее – Управление Роскомнадзора по Самарской области) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Татарское радио - Самара» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 42 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области от 15.01.2016 ООО «Татарское радио - Самара» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Промышленного районного суда г.Самары от 24.02.2016 постановление мирового судьи от 15.01.2016 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе директор ООО «Татарское радио - Самара» ФИО1 указывает на отсутствие у ООО «Татарское радио- Самара» реальной возможности для вещания на территории Самарской области и тем самым для выполнения предписания, поскольку 28.01.2015 по итогам конкурса на право вещания на определенной частоте радиовещания выиграла другая радиостанция, после чего подобные конкурсы на территории Самарской области не проводились, другие радиостанции отказываются предоставлять в аренду частоту для начала вещания, в тоже время радиостанция продолжает вещать посредством сети Интернет, о чем свидетельствует наличие договора № от 24.05.2012 с ООО НПП «С***». Ссылаясь на наличие в предписании указания лишь о том, что в случае его неисполнения действие лицензии ООО «Татарское радио - Самара» будет приостановлено, а о наложении штрафа юридическое лицо предупреждено не было, ФИО1 считает, что по результатам невыполнения предписания следовало приостановить действие лицензии, а не привлекать юридическое лицо к административному наказанию; и, полагая, что совершенное правонарушение не представляет большого общественного вреда, не причинило значительного ущерба обществу или отдельным гражданам, не нарушило охраняемые общественные правоотношения и не повлекло за собой каких-либо тяжких последствий, в силу чего нарушение может быть признано малозначительным, просит отменить состоявшиеся судебные решения и с применением положений ст.2.9 КоАП РФ освободить юридическое лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
В соответствии со ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", перечень лицензионных требований устанавливается Правительством РФ с учетом положений законодательства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствие с пп. «а» п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются, в том числе соблюдение лицензиатом вещания указанного в лицензии радиоканала, соблюдение даты начала вещания.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам проведенного 22.06.2015 должностными лицами Управления Роскомнадзора по Самарской области планового систематического наблюдения выявлено, что, в нарушение ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», пп. «а» п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025, ООО «Татарское радио-Самара» не осуществляет вещание радиоканала с даты начала вещания, указанной в лицензии № от 26.06.2012 – январь 2013 года, и 24.07.2015 заместителем руководителя Роскомнадзора выдано предписание № об устранении в срок до 20.10.2015 выявленного нарушения законодательства.
В ходе систематического наблюдения в отношении ООО «Татарское радио-Самара», проведенного в период с 24 по 30 ноября 2015 года на основании поручения Роскомнадзора № от 09.11.2015 и приказа Управления Роскомнадзора по <адрес>№-нд от 23.11.2015, установлено невыполнение юридическим лицом предписания органа государственного контроля (надзора) № от 24.07.2015.
По результатам внепланового мероприятия систематического наблюдения вещательной деятельности 02.12.2015 ведущим специалистом – экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Самарской области в отношении ООО «Татарское радио - Самара» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства.
В подтверждение, что ООО «Татарское радио-Самара» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол № 1461 от 02.12.2015 (л.д.7); предписание № от 24.07.2015 об устранении выявленных нарушений законодательства в срок до 20.10.2015 (л.д.11); поручение Роскомнадзора № от 09.11.2015 о проведении систематического наблюдения в целях контроля исполнения предписания (л.д.10); акт систематического наблюдения от 30.11.2015 (л.д.12-13); сведения о результатах внепланового систематического наблюдения ООО «Татарское радио-Самара» от 30.11.2015 (л.д.14); справка о результатах внепланового систематического наблюдения от 30.11.2015 (л.д.15-20); сведения из Гостелерадиофонда от 25.11.2015 о том, что обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции СМИ Татарское радио-Самара не доставляли (л.д.21); сведения из филиала «<данные изъяты>» от 30.11.2015 о том, что договор на услуги связи для целей эфирного вещания с ООО «Татарское радио-Самара» не заключался (л.д.22); лицензия № от 26.06.2012, предоставленная ООО «Татарское радио-Самара» на осуществление радиовещания на срок 5 лет (л.д.23-24); приложение № к лицензии № от 26.06.2012, в котором датой начала вещания указан январь 2013 года
2.
(л.д.25); выписка из единого общероссийского реестра лицензий на деятельность по телерадиовещанию по состоянию на 30.11.2015 (л.д.27);выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 23.11.2015 (л.д.29-31), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «Татарское радио-Самара» в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Татарское радио-Самара» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Наказание ООО «Татарское радио-Самара» назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, данных о юридическом лице, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного 15.01.2016 мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 24.02.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи, доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Доводы директора юридического лица ФИО1, приведенные в надзорной жалобе в обоснование отсутствия у ООО «Татарское радио-Самара» возможности для вещания на территории Самарской области и тем самым для выполнения предписания, не свидетельствуют о незаконности предписания и не оправдывают факт невыполнения предписания.
Как следует из показаний ФИО1 в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей, в выдавший лицензию орган с заявлением о внесении изменений в части указания даты начала вещания юридическое лицо не обращалось, попытки к вещанию на кабельных каналах не предпринимались по причине отсутствия у юридического лица денежных средств, ходатайств о продлении срока исполнения предписания не подавались, предписание не оспаривалось и действия должностных лиц Управления Роскомнадзора по Самарской области не обжаловались, о наличии объективных причин, препятствующих исполнению предписания в Управление Роскомнадзора по <адрес> не сообщалось.
Таким образом, бездействие юридического лица свидетельствует о пренебрежительном отношении к действующему законодательству и о наличии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Отсутствие в предписании разъяснения об ответственности за его невыполнение в виде привлечения к административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа, не является основанием для признания предписания незаконным и не освобождает от ответственности за совершение административного правонарушения. Незнание закона не освобождает от ответственности.
Доводы надзорной жалобы о применении ст.2.9 КоАП РФ с освобождением от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда.
Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, судами не установлено, не усматривается таких обстоятельств и в настоящее время.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 1, 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
постановление мирового судьи судебного участка № 42 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области от 15.01.2016 и решение Промышленного районного суда г.Самары от 24.02.2016 в отношении ООО «Татарское радио-Самара» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу директора ООО «Татарское радио-Самара» ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда В.В. Кудинов