ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу №...
20 июня 2016 года г. Уфа
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов административного дела жалобу и.о. руководителя ... Габдуллина Р.А., поданную на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года в отношении и.о. руководителя ... Габдуллина ФИО12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а :
постановлением прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. от 31 июля 2015 года в отношении ... Габдуллина ФИО13 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, за неисполнение в установленный срок законного требования прокурора от 23 июня 2015 года, вытекающего из его полномочий.
Постановлением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 октября 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении ... Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина ФИО14 прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2015 года постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 октября 2015 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановлением судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении и.о. руководителя следственного управления ФИО27 Габдуллина Р.А. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года постановлено:
протест прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. удовлетворить.
Постановление судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении и.о. ФИО17 Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В жалобе и.о. ФИО2ФИО18 Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллин Р.А. ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Республики ФИО1 от дата по делу об административном правонарушении в связи с его незаконностью и необоснованностью и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу жалобу и.о. ФИО2ФИО3ФИО19 Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. подлежащей оставлению без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с пунктом 1 статьи 21 которого предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09 февраля 2012 года № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».
Статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ (части 2 и 5 статьи 15 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Частью 3 статьи 67 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Из приведенных выше правовых положений следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, включая следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан, предоставления необходимых документов, материалов.
Исходя из положений Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», данный орган входит в систему правоохранительных органов Российской Федерации. При этом функциональное назначение Следственного комитета аналогично назначению других органов предварительного следствия (МВД России, ФСКН России, ФСБ России), которые согласно действующему законодательству являются федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, Следственный комитет относится к федеральному органу исполнительной власти.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Из анализа правовых норм (статьи 3, 6, 7 - 11) этого же Федерального закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации.
Пунктом 8.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
В силу статьи 17 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статьей 44 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» установлено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Правильность приведенной правовой позиции также подтверждается изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 427-ФЗ в Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в частности в пункт 1 статьи 21, согласно которому предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе Следственным комитетом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Как следует из материалов дела, в соответствии с утвержденным 31 декабря 2014 года прокурором Республики Башкортостан планом работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на первое полугодие 2015 года запланирована проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ФИО20 Российской Федерации по Республике ФИО1, в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции.
23 июня 2015 года прокурором республики в адрес исполняющего обязанности ФИО28 Габдуллина Р.А. направлен запрос №... о подготовке к 26 июня 2015 года и представлении участвующему в проверке прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции ФИО5 личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 годы бывшего ФИО2 отдела по адрес... следователей указанного отдела, ФИО8 и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников ФИО2 по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в ФИО2 и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников ФИО2 (л.д.27).
25 июня 2015 года в прокуратуру республики из ФИО2ФИО22 Российской Федерации по Республике ФИО1 поступили копии справок о доходах и расходах за 2013 год и иные документы в отношении бывшего руководителя ФИО29 ФИО4, а также сообщено, что в остальной части запрос будет исполнен после его согласования со Следственным комитетом Российской Федерации (л.д.30).
15 июля 2015 года в письменном ответе №... в адрес прокурора республики Габдуллиным Р.А. отказано в предоставлении запрошенных прокурором республики документов, а именно личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 годы следователей ФИО3 отдела по адрес, ФИО8 и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников ФИО2 по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в ФИО2 и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников ФИО2. А также указано на готовность предоставления необходимых сведений в отношении отдельных сотрудников ФИО2 при наличии информации об имеющихся с их стороны нарушений закона (л.д.31-33).
Судья районного суда, рассматривая дело об административном правонарушении, возбужденном прокурором в отношении и.о. ФИО2ФИО24 Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. исходил из того, что требования прокурора к ФИО2ФИО3 комитета Российской Федерации по Республике ФИО1 о предоставлении необходимых документов, материалов во исполнение требований Федеральных законов от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации и от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» являются законными, в том числе независимо от отсутствия обоснования его конкретными сведениями (отсутствие ссылки на жалобы, факты нарушения закона).
В то же время судья пришел к выводу о том, что в действиях Габдуллина Р.А. отсутствует объективная и субъективная сторона правонарушения, связанного с невыполнением им законных требований прокурора, и умысел на неисполнение законных требований прокурора. В обоснование этих выводов указал, что Габдуллин Р.А. фактически получив запрос прокурора, не обусловленный конкретными сведениями, не бездействовал, частично исполнил его, а с другой стороны согласовывал возможность исполнения запроса прокурора с вышестоящим руководством Следственного комитета России. Кроме того судья районного суда пришел к выводу, что прокурором нарушены сроки, предусмотренные законом для вынесения постановления о возбуждении производства по делу, а также истек трехмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности. В связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении Габдуллина Р.А. прекратил.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Башкортостан согласился с выводами суда первой инстанции о том, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вправе истребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона. При этом вышеприведенные нормативно-правовые акты не обязывают прокурора обосновывать требования в этой сфере конкретными сведениями, предметом конкретной проверки, обусловленной наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности следственного управления и его должностных лиц.
Отменяя постановление районного судьи, судья Верховного Суда Республики Башкортостан обоснованно пришла к выводу, что выводы судьи являются противоречивыми, основанными на неправильном установлении фактических обстоятельств дела и неверном толковании и применении норм материального права.
Так, судьей районного суда не дана оценка тому, что прокурор республики обращался в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан о предоставлении аналогичных сведений для проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции 28 апреля 2015 года, 14 мая 2015 года, однако требования не исполнялись, ограничиваясь перепиской.
При этом судьей не учтено, что указание Председателя Следственного комитета РФ №2/206 от 26 июня 2015 года «О рассмотрении требований прокуроров в связи с осуществлением надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» по существу не противоречит выше приведенным нормативно правовым актам, которыми прокурору предоставлено право в целях реализации полномочий по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» истребования информации, необходимой для выявления и устранения нарушений закона.
Выводы судьи районного суда о том, что прокурором республики нарушены сроки возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ... Габдуллина Р.А., не могут служить основанием для прекращения производства по делу, поскольку данное обстоятельство не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан также обоснованно указал, что вывод судьи районного суда о трехмесячном сроке давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу также основан на неправильном толковании норм материального права и является несостоятельным.
Поскольку санкция статьи 17.7 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц – от двух до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по указанной статье составляет один год со дня истечения срока, установленного для исполнения предписания от 23 июня 2015 года.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судьей, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных нарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Учитывая, что судьей районного суда допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судья Верховного Суда Республики Башкортостан обоснованно пришла к выводу об отмене постановления судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года.
Доводы жалобы заявителя о том, что в действиях Габдуллина Р.А. отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении него должно быть прекращено, не могут служить основанием для отмены решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан, которым дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановила:
решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года, которым постановление судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, оставить без изменения, жалобу ФИО26 Габдуллина Р.А. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан п\п З.У. Латыпова
Копия верна
Судья Э.Ю. Арманшина