ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-685/2015 от 30.10.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск

Дело № 4А-685/2015

30 октября 2015г.

Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Полуян А.Л., рассмотрев жалобу Зятикова А.Н., действующего на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества «Варьеганнефтегаз», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Радужнинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 марта 2015 года и решение судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 мая 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Варьеганнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Радужнинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 марта 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 мая 2015 года, открытое акционерное общество «Варьеганнефтегаз» (далее – ОАО «Варьеганнефтегаз») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере трёх тысяч рублей.

В жалобе Зятикова А.Н., поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности и необоснованности.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, нахожу её подлежащей удовлетворению, а судебные акты – отмене, по следующим основаниям.

В соответствии с приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 30 декабря 2014 года № 2247 (далее – Приказ № 2247), в период с 12 января по 6 февраля 2015 года проведена внеплановая документарная проверка ОАО «Варьеганнефтегаз», с целью установления факта возникновения угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде в результате несоблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, на основании поступившего обращения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» о нарушениях, допускаемых ОАО «Варьеганнефтегаз» в процессе эксплуатации трубопроводного парка, выразившихся в многочисленных прорывах трубопроводов с последующим попаданием нефтепродуктов в окружающую среду на землях, не относящихся к землям лесного фонда (л.д. 14-17, 34).

В рамках проводимой внеплановой документарной проверки у юридического лица, согласно пункту 11 Приказа № 2247 истребованы 19 наименований документов и сведений, необходимых для достижений целей и задач проводимой проверки.

31 декабря 2014 года генеральному директору ОАО «Варьеганнефтегаз» посредством факсимильной связи направлено уведомление о внеплановой документарной проверке, в котором юридическому лицу указано на необходимость в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон о защите прав юридических лиц), в течение 10 рабочих дней, с момента получения приказа, направить в государственный орган контроля (надзора) запрошенные документы. Уведомление получено юридическим лицом 31 декабря 2014 года (л.д. 13, 18).

26 января 2015 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росприроднадзора) поступило письмо и.о. генерального директора ОАО «Варьеганнефтегаз», из содержания которого следует, что юридическое лицо полагает невозможным предоставить запрашиваемые сведения ввиду немотивированности запроса государственного органа контроля (надзора) (л.д. 23-24).

2 февраля 2015 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в отношении ОАО «Варьеганнефтегаз» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что юридическое лицо в срок до 23 января 2015 года не предоставил государственному органу контроля (надзора) документы, запрошенные в рамках внеплановой документарной проверки, проводимой согласно Приказу № 2247. Своими действиями (бездействием) юридическое лицо нарушило ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Оспаривая законность и обоснованность судебных актов, заявитель указывает на то, что действий государственного органа контроля (надзора), при истребовании сведений (информации) у ОАО «Варьеганнефтегаз», не отвечают критериям законности.

Согласно диспозиции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент исследуемых событий) следует, что административно-противоправным и наказуемым признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 данного Кодекса.

Как указывалось, основанием к проведению Управлением Росприроднадзора внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «Варьеганнефтегаз» явилось обращение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах». Сама проверка проводилась по правилам и требованиям, установленным Законом о защите прав юридических лиц, что следует, в том числе, из Приказа № 2247.

В силу ч. 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц, одним из трёх оснований к проведению внеплановой проверки юридического лица является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер (пункт «а»).

При этом, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (ч. 3 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц).

Защитником юридического лица мировому судье и в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в городской суд указывалось на то, что обращение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» никем не подписано, из его текста нельзя установить конкретные факты нарушений, оно носит формальный и общий характер.

Мировым судьёй приведённые доводы отклонены по той причине, что юридическим лицом не обжаловано решение государственного органа контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки в судебном порядке. Аналогичная позиция изложена в решении судьи Радужнинского городского суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций нельзя.

Имеющееся в материалах дела обращение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» является анонимным, согласно Федеральному закону от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (л.д. 34).

Из содержания ч. 3 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц усматривается, что обращения (заявления) не могут быть анонимными, должны содержать сведения о фактах, указанных в ч. 2 данной статьи.

Обращения и заявления, составленные с нарушением приведённых правил не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Кроме того, следует согласиться с утверждениями заявителя о том, что анонимное обращение по своему содержанию носит общий, не конкретный характер (в обращении указано на нарушения со стороны не только ОАО «Варьеганнефтегаз», но и со стороны 6-и юридических лиц), по форме больше похоже на информационное письмо со сведениями, ничем объективно не подтверждёнными.

При этом, нарушая принцип равенства перед законом, не дали правовую оценку законности проводимой внеплановой документарной проверки, обоснованности запрошенных государственным органом контроля (надзора) сведений (информации).

Мировой судья и судья городского суда ограничились констатацией наличия у Управления Росприроднадзора предоставленного ему законом права истребования сведений (ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10 Января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В жалобе заявителя приведены обоснованные доводы о том, что юридическим лицом по каждому случаю прорыва трубопроводов в Управление Росприроднадзора предоставляются сведения, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов". В связи с чем, запрос государственным органом контроля (надзора) ряда документов (таких как: реестр некатегорийных отказов трубопроводов ОАО «Варьеганнефтегаз», произошедших в 2014 году; журнал отказов трубопроводов ОАО «Варьеганнефтегаз» за 2014 года; и др.), свидетельствует о немотивированности истребования сведений (информации). Данная позиция приведена юридическим лицом в ответном письме от 23 января 2015 года, поступившем в Управление Росприроднадзора 26 января 2015 года. Она согласуется с частью 11 статьи 11 Закона о защите прав юридических лиц (л.д. 23-24).

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только тех сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к выводу о том, что основания, послужившие к истребованию у ОАО «Варьеганнефтегаз» 19-и наименований документов и сведений, не были основаны на законе.

При таких обстоятельствах считаю, что в действиях ОАО «Варьеганнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Радужнинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 марта 2015 года и решение судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 мая 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Варьеганнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях ОАО «Варьеганнефтегаз» состава вмененного ему административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу Зятикова А.Н., действующего на основании доверенности в интересах ОАО «Варьеганнефтегаз» удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Радужнинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 марта 2015 года и решение судьи Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 мая 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Варьеганнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях ОАО «Варьеганнефтегаз» вмененного состава административного правонарушения.

Заместитель председателя суда

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подпись А.Л. Полуян

Верно:

Заместитель председателя суда

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян