ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4а-685м
город Казань 23 июня 2017 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника Эльдара Рамилевича Мусина на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан от 18 января 2017 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Домкор Строй» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан от 18 января 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2017 года, общество с ограниченной ответственностью «Домкор Строй» (далее по тексту - ООО «Домкор Строй», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе защитник Э.Р. Мусин, полагая, что действия ООО «Домкор Строй» не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к мнению, что жалоба Э.Р. Мусина, подлежит удовлетворению.
Статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что 14.11.2016 должностным лицом Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (далее по тексту – Инспекция) на основании распоряжения начальника инспекции от 07.11.2016 N 13-17/0607 (л.д.10-12) проведена документарная выездная проверка для определения соответствия устраненных нарушений, установленных предписанием от 19.10.2016 № 13-19/0554-01, требованиям технических регламентов, проектной документации и других нормативных актов при осуществлении деятельности по строительству объекта капитального строительства – многоэтажного жилого дома № .... со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения в жилом районе <адрес> г. Набережные Челны.
По результатам проверки 18.11.2016 составлен акт N 13-19/0623, согласно которому обществом не устранены нарушения предписания от 19.10.2016 № 13-19/0554-01 (л.д. 5-7).
Этим же числом должностным лицом инспекции вынесено предписание N 13-19/0623-01 об устранении в срок до 16.12.2016 выявленных нарушений при строительстве объекта капитального строительства, а именно:
- не подготовлена в полном объеме исполнительная документация по наружным и внутренним сетям электроснабжения, слаботочным сетям, что является нарушением пунктов 5.5, 5.6, 6 РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
- в офисной части здания не предусмотрены лестницы, пандусы, доступные для маломобильных групп населения в нарушение требований пункта 5.2.9 СП 59.13330.2012 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения», «Технического регламента о безопасности здания и сооружения» (л.д. 3-4).
При этом должностным лицом инспекции 22.11.2016 в отношении общества составлен протокол N 13-24/0313 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.1).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Из содержания протокола N 13-24/0313 об административном правонарушении следует, что Обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему вменяется нарушение Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, участков сетей инженерно-технического обеспечения; доступности здания и сооружения для маломобильных групп населения.
Вместе с тем объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только тех сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.
Таким образом, событие административного правонарушения, описанное в протоколе, не соответствует диспозиции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом описанные в протоколе действия содержат признаки административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена иной нормой главы 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Кроме того, в силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению для устранения недостатков должностному лицу составившего его.
Возвращение протокола не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебными инстанциями, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Принимая во внимание то, что на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Татарстан установленный законом срок давности привлечения ООО «Домкор Строй» к административной ответственности истёк, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
жалобу защитника Эльдара Рамилевича Мусина удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан от 18 января 2017 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Домкор Строй» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров