ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-693/17 от 29.09.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №4А-693/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 29 сентября 2017 г.

И.о. председателя Хабаровского краевого суда Веретенников Н.Н., рассмотрев жалобу Ивлиева А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района «Аяно-Майский район Хабаровского края» на судебном участке № 48 от 02 мая 2017 г. и решение судьи Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 11 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, в отношении Ивлиева А. А.ча,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного района «Аяно-Майский район Хабаровского края» на судебном участке № 48 от 02 мая 2017 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, в отношении главы Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Ивлиева А.А. прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения, он освобожден от административной ответственности. Суд ограничился устным замечанием.

Решением судьи Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 11 июля 2017 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Судебные постановления вступили в законную силу.

В жалобе Ивлиев А.А. просит отменить судебные постановления, указав на отсутствие в его действиях состава инкриминируемого правонарушения.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ наступает за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 апреля 2017 г. Ивлиеву А.А. инкриминировано в вину нарушение порядка предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01 мая 2016г. №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: заявление Баланева В.Ю. о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование от 02 февраля 2017 г. было зарегистрировано 10 февраля 2017 г. и 14 февраля 2017 г. перенаправлено в Управление лесами Правительства Хабаровского края, в компетенцию которого входит предоставление испрашиваемого земельного участка.

Признавая Ивлиева А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, мировой судья исходил того, что Ивлиевым А.А. допущено нарушение порядка предоставления государственной услуги. При этом доводы Ивлиева А.А. о том, что в данном случае органом местного самоуправления предоставляется не государственная, а муниципальная услуга, ответственность за нарушение сроков предоставления которой не предусмотрена ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, мировым судьей признаны необоснованными.

При проверке законности постановления судья второй инстанции также пришел к выводу о верной квалификации действий Ивлиева А.А. по ч.1.1. ст.5.63 КоАП РФ, отвергая доводы Ивлиева А.А. об отсутствии в его действиях состава инкриминируемого правонарушения.

Вместе с тем, с указанными выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим причинам.

Общественные отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно п.п.1,2 ст.2 указанного Федерального закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления может предоставлять государственные услуги лишь при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По вопросам местного значения орган местного самоуправления предоставляет муниципальные услуги.

В силу п.4 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

На основании ст.ст.3,13 указанного Федерального закона административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов.

По смыслу приведенных норм права, ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ распространяется только на должностных лиц органа местного самоуправления, допустивших нарушения при предоставлении государственной услуги, и в случае, если нормативное правовое регулирований отношений, возникающих в связи с предоставлением такой услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, и не предусматривает возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц органа местного самоуправления за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальных услуг, регулирование отношений по предоставлению которых осуществляется муниципальными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, в вину Ивлиеву А.А. вменено нарушение порядка предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01 мая 2016г. №119-ФЗ…». Порядок предоставления указанной муниципальной услуги урегулирован административным регламентом, утвержденным нормативным правовым актом органа местного самоуправления – постановлением администрации Аяно-Майского муниципального района от 16 января 2017 г. №5 (л.д.101, 102-126).

При этом указанная услуга осуществляется органом местного самоуправления по вопросу местного значения - владения, пользования и распоряжения имуществом, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, предусмотренному п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктами 1.3, 2.2 Административного регламента установлено, что муниципальная услуга «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01 мая 2016г. №119-ФЗ…» предоставляется администрацией Аяно-Майского муниципального района в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района (далее – КУМИ).

Согласно п.1.3.1 Административного регламента заявление и документы могут быть поданы заявителем, в том числе в электронной форме с использованием федеральной информационной системы «надальнийвосток.рф».

В силу положений п.п.3.2.3, 3.2.8 Административного регламента заявление, поданное в электронной форме, автоматически регистрируется в информационной системе и в течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления поступает на рассмотрение в КУМИ. В случае если в компетенцию уполномоченного органа не входит предоставление испрашиваемого земельного участка, то уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления направляет его в соответствующий уполномоченный орган и уведомляет об этом в письменной форме заявителя, подавшего заявление.

Заявление Баланева В.Ю., поступившее в администрацию Аяно-Майского муниципального района 02 февраля 2017 г. в электронной форме, было перенаправлено в Управление лесами Хабаровского края только 14 февраля 2017 г. без уведомления заявителя об этом в письменной форме.

Таким образом, в действиях Ивлиева А.А. усматривается нарушение нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением услуги, осуществляемой нормативными правовыми актами Хабаровского края.

Нарушение порядка и сроков предоставления муниципальных услуг, регулирование которых осуществляется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в п.39 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вмененное Ивлиеву А.А. административное правонарушение могло быть квалифицировано по ч.2 ст.35.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, которая предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом органа местного самоуправления, муниципального учреждения порядка предоставления муниципальной услуги, установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления, повлекшее непредоставление муниципальной услуги заявителю либо предоставление муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В настоящее время решение вопроса о переквалификации действий Ивлиева А.А. на иную статью невозможно, поскольку производство судом по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ прекращено и предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности истек.

Поскольку в действиях Ивлиева А.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1.1. ст.5.63 КоАП РФ, что в силу ст.24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, то состоявшиеся постановление и решение судьи первой и второй инстанции подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление мирового судьи судебного района «Аяно-Майский район Хабаровского края» на судебном участке № 48 от 02 мая 2017 г. и решение судьи Аяно-Майского районного суда Хабаровского края от 11 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, в отношении Ивлиева А. А.ча отменить.

Производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу Ивлиева А.А. считать удовлетворенной.

И.о. председателя

Хабаровского краевого суда Н.Н. Веретенников