ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-693/18 от 12.11.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-693/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 ноября 2018 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда БелинскаяС.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Адамовского района Оренбургской области от 10 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная контора» Адамовского района,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Адамовского района Оренбургской области от 10 апреля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная контора» Адамовского района (далее – МУП «ЖЭК», предприятие) прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье, - государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 просит постановление мирового судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение.

МУП «ЖЭК» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы должностного лица на указанное постановление и извещение о подаче этой жалобы. Судебное отправление предприятием получено, в установленный срок возражения в Оренбургский областной суд не поступили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МУП «ЖЭК» к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В целях реализации п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Пунктом 2 общих положений приказа Росстата от 28 января 2011 года № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» предусматривается, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, предоставляют до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Приказ Росстата от 10 августа 2017 года № 529, утвердивший новую форму № 2-ТП (отходы), содержит аналогичные требования.

Из материалов дела усматривается, что на основании приказа заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01 марта 2016 года министерство провело плановую выездную проверку по соблюдению требований природоохранного законодательства и установило, в частности, что в результате хозяйственной деятельности МУП «ЖЭК» (ИНН ***) образуются отходы производства и потребления 4 класса опасности: мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33100 01 72 4).

Проверкой установлено, что МУП «ЖЭК» не представлена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2015 год в уполномоченный орган исполнительной власти.

06 апреля 2016 года государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области МУП «ЖЭК» выдано предписание с требованием представить с срок до 01 февраля 2017 года годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) в уполномоченный орган исполнительной власти.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки министерством были запрошены документы, установлен факт не выполнения МУП «ЖЭК» в установленный срок ранее выданного предписания (форма № 2-ТП (отходы) за 2016 год представлена в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области только 16 марта 2017 года), в связи с чем предприятию было выдано новое предписание от 20 марта 2017 года .

В соответствии с предписанием от 20 марта 2017 года МУП «ЖЭК» обязано представить годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) в уполномоченный орган исполнительной власти в срок до 01 февраля 2018 года.

По результатам внеплановой документарной проверки установлено, что МУП «ЖЭК» не выполнило в установленный срок предписание от 20 марта 2017 года (акт проверки от 12 марта 2018 года ).

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения МУП «ЖЭК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу о том, что предписание не обязывает предприятие устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а содержит требование о предоставлении годовой отчетности по форме № 2-ТП (отходы) на будущий период (следующий год). Мировой судья указал, что предоставить указанные сведения в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в установленный предписанием срок предприятие обязано в силу императивности указанных выше требований природоохранного законодательства, что не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами мирового судьи не имеется.

Предметом предписания явилось возложение на МУП «ЖЭК» обязанности представления отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2017 год в срок, предусмотренный действующим законодательством.

Обязанность предоставлять годовые формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) в уполномоченный орган исполнительной власти установлена ст. 19 Закона № 89-ФЗ и приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17. Представление этой формы отчетности в соответствующие сроки является обязанностью всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего предписания органа государственного контроля (надзора).

Возбуждая в отношении МУП «ЖЭК» дело об административном правонарушении, предусмотренном ответственности ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что предприятие не выполнило в определенный срок предписание о предоставлении в установленный законом срок годовой формы федерального статистического наблюдения.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ состав административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

В предписании же от 20 марта 2017 года указано не об устранении нарушений законодательства, а о необходимости соблюдения норм действующего законодательства (на следующий год).

Выдача такого предписания не отвечает требованиям п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.

Из содержания оспариваемого предписания и установленных обстоятельств, мировой судья сделал правильный вывод о том, что приведенная формулировка предписания не только противоречит требованиям законодательства, но по существу направлена не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем нарушений требований законодательства при предоставлении годовой отчетности по форме № 2-ТП (отходы).

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации предполагается в силу закона и является конституционной обязанностью всякого лица в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, исполнение этой обязанности не требует дополнительного подкрепления со стороны административного органа.

Ответственность за действия, связанные с непредставлением респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Следовательно, производство по делу подлежало прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях МУП «ЖЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

По настоящему делу переквалификация действий МУП «ЖЭК» с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ невозможна, поскольку составы имеют разные родовые объекты посягательства (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Вместе с тем постановление мирового судьи судебного участка № 2 Адамовского района Оренбургской области от 10 апреля 2018 года, вынесенное в отношении МУП «ЖЭК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит изменению путем указания в качестве основания прекращения производства по делу об административном правонарушении п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вместо п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Изменение судебного акта в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Адамовского района Оренбургской области от 10 апреля 2018 года изменить: указать в качестве основания прекращения производства по делу об административном правонарушении п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вместо п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда ФИО1