ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-694/18 от 28.06.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-694/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 28 июня 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу адвоката Ивановой Т.Д. в защиту интересов ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды управления Росприроднадзора по Самарской области №269 от 27.09.2017, решение Ленинского районного уда г. Самары от 08.02.2018 и решение Самарского областного суда от 29.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды управления Росприроднадзора по Самарской области №269 от 27.09.2017 юридическое лицо - ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.12.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 08.02.2018 постановление должностного лица от 27.09.2017 оставлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 29.03.2018 постановление должностного лица от 27.09.2017 и решение районного суда от 08.02.2018 оставлены без изменения.

В надзорной жалобе адвокат Иванова Т.Д. указывает на невиновность юридического лица в данном правонарушении, поскольку отсутствуют доказательства, что металлический забор принадлежит учреждению, просит постановление должностного лица и судебные решения отменить производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.

Правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе регламентированы Водным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Частями 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 07.08.2017 государственным инспектором, ведущим специалистом – экспертом отдела надзора за водными ресурсами, на основании приказа руководителя управления Росприроднадзора по Самарской области от 22.03.2017 №271 и планового(рейдового) задания от 03.08.2017, в ходе рейдового обследования установлено, что на левом берегу р. Волга (Саратовское водохранилище), на 1725 км судового хода по атласу ЕГС РФ на береговой полосе, примыкающей к территории военного санатория «Волга» в районе 8-ой просеки выявлено ограничение доступа к береговой полосе на расстоянии 20 метров от уреза воды в виде установки ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ металлического забора, вдоль северной границы санатория, вплоть до участка акватории, с закрытой на замок калиткой и установленной табличкой с информацией «Территория министерства обороны. Военный санаторий Волга», ограничивающего свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и береговой полосе, чем нарушены требования ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, и совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.12.1 КоАП РФ.

В подтверждение, что юридическим лицом – ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.12.1 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в качестве доказательств: решение о предоставлении водного объекта в пользование ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ (л.д.6-14); плановое (рейдовое) задание от 03.08.2017 о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования в отношении ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ (л.д.24) акт №3 от 07.08.2017 планового (рейдового) осмотра, обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований в отношении ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ, с приложенной фототаблицей (л.д.25-27); выписка из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ (л.д.39); свидетельство о праве собственности на землю № 432 от 25.08.1960 (л.д.40); устав ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ (л.д.86-99); решение Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.05.2013 о предоставлении ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ водного объекта в пользование (л.д.51-55), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ в совершении данного административного правонарушения.

В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Доводы надзорной жалобы адвоката Ивановой Т.Д. о невиновности юридического лица в данном правонарушении, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, что металлический забор принадлежит учреждению, являются несостоятельными.

Согласно решению Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.05.2013 ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский»» Министерства обороны РФ предоставлен в пользование водный объект – часть акватории Саратовского водохранилища площадью 0,070263 км2 в границах, описанных географическими координатами характерных точек. Водный объект имеет конфигурацию полосы шириной примерно 100 м от уреза воды, срок водопользования истекает 30.04.2033, что свидетельствует о том, что ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны РФ приняло на себя ответственность за соблюдение законодательства в области водопользования, которым предусмотрено обеспечение доступа на береговую полосу водохранилища.

Предыдущими судебными инстанциями установлено, что забором определена граница земельного участка находящегося в пользовании ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский»» Министерства обороны РФ. Доказательств того, что указанный металлический забор установлен с какой-либо другой целью в материалах дела не предоставлено.

Кроме того, из имеющегося в материалах дела фотоматериала усматривается, что на заборе установлена информационная табличка «Территория министерства обороны. Военный санаторий Волга» и калитка заперта на замок (л.д.26-27,101-102).

Учитывая вышеизложенное, должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями обоснованно сделан вывод о виновности ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, поскольку устаноленный забор определяющий границы земельного участка, находящегося в пользвании ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ, ограничивает доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, которые в силу закона являются общедоступными, что означает право каждого пребывать на любой части береговой полосы.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ правильно квалифицированы по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Судья Ленинского районного суда г. Самары, рассматривая 08.02.2017 жалобу на постановление должностного лица от 27.09.2017, пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ, и в решении судьи указаны мотивы на основании которых сделан вывод о виновности ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» в совершении указанного правонарушения.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления от 27.09.2017 и решения Ленинского районного суда г. Самары от 08.02.2018 о привлечении ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» к административной ответственности по ст.8.12.1 КоАП РФ, в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 29.03.2018 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление должностного лица и решение районного суда, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления от 27.09.2017 и решения от 08.02.2018.

Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения постановления должностного лица и состоявшихся судебных решений отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды управления Росприроднадзора по Самарской области №269 от 27.09.2017, решение Ленинского районного уда г. Самары от 08.02.2018 и решение Самарского областного суда от 29.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ оставить без изменения, а надзорную жалобу адвоката Ивановой Т.Д. в защиту интересов ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс Приволжский» Министерства обороны РФ оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров