ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-695/2015 от 29.10.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело №4А-695/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


29 октября 2015 года г. Саратов

Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу Жуковой А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Пугачевского района Саратовской области от 20 июня 2013 года и решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 июля 2013 года в отношении Жуковой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Пугачевского района Саратовской области от 20 июня 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 июля 2013 года, Жукова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В поданной жалобе Жукова А.В. просит постановленные судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ. Указывает, что у нее, как у руководителя муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района», отсутствовала обязанность извещать работодателя муниципального служащего по последнему месту его службы, поскольку бывший муниципальный служащий осуществляет свою трудовую деятельность в муниципальном органе.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу указанную жалобу, подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно п.4 ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального Закона «О противодействии коррупции» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 21 сентября 2010 года №1274 утвержден перечень должностей муниципальной службы, предусмотренных требованиями ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в который включена должность консультанта администрации Пугачевского муниципального района.

Привлекая Жукову А.В. к административной ответственности, мировой судья судебного участка №1 Пугачевского района Саратовской области установил, что она на основании постановления главы Администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2006 года №10 с 01 ноября 2006 года исполняла обязанности руководителя муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района», при заключении 01 сентября 2011 года трудового договора с В., ранее замещавшей должность консультанта отдела экономического развития и торговли администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, не сообщила в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области.

На основании изложенного мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях Жуковой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

С такими выводами мирового судьи судебного участка №1 Пугачевского района Саратовской области согласиться нельзя.

Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст.12 Закона №273-ФЗ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 года Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Так, п.1 ст.12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно пп. «е» п.2 ст.12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.Таким образом, из анализа п.1, пп. «е» п.2 ст.12 Конвенции, чч.2, 4 ст.12 Закона №273-ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Следовательно, у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района» создано на основании Решения Пугачевского районного собрания Саратовской области от 20 июня 2006 года №51 «О создании муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района» в целях рационального использования средств местного бюджета.

Согласно Уставу муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района», утвержденному постановлением главы администрации Пугачевского муниципального района от 27 октября 2006 года №192, учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение создано для осуществления финансово-экономических функций и обеспечения бухгалтерского обслуживания администраций поселений Пугачевского муниципального района Саратовской области, а также для содействия в реализации функций администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, финансируется полностью из бюджета района.

Трудовым договором №12 от 01 сентября 2011 года, заключенным между руководителем муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района» Жуковой А.В. и В., предусмотрено, что работник соблюдает требования Закона Саратовской области «О муниципальной службе в Саратовской области», подчиняется непосредственно заместителю главы администрации по социальным вопросам, к нему применяются меры дисциплинарной ответственности в соответствии с Законом Саратовской области «О муниципальной службе в Саратовской области», работнику устанавливается надбавка за особые условия муниципальной службы.

Поскольку Власенко О.А., уволившись с должности муниципальной службы, включенной в перечень, утвержденный постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 21 сентября 2010 года №1274, была принята по трудовому договору на работу в учреждение, созданное в целях рационального использования средств местного бюджета Пугачевского муниципального района Саратовской области, квалифицированного бухгалтерского обслуживания администраций поселений Пугачевского муниципального района Саратовской области, а также содействия в реализации управленческих функций его учредителя - администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области (прежнего работодателя Власенко О.А.), то в данном случае отсутствует коллизия публичных и частных интересов, в целях устранения которой на работодателя возложены обязанности, предусмотренные ч.4 ст.12 Закона №273-ФЗ.

Таким образом, в рассматриваемом случае у Жуковой А.В., являвшейся руководителем муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района», при заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим Власенко О.А. не возникло обязанности в десятидневный срок сообщить о заключении указанного договора работодателю по последнему месту его службы - Администрации муниципального района Саратовской области.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях Жуковой А.В., являвшейся руководителем муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия поселений Пугачевского муниципального района», объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Пугачевского района Саратовской области от 20 июня 2013 года и решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 июля 2013 года, вынесенные в отношении Жуковой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Жуковой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.12 - 30.19 КоАП РФ,

постановил:

жалобу Жуковой А.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Пугачевского района Саратовской области от 20 июня 2013 года и решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 17 июля 2013 года, вынесенные в отношении Жуковой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Жуковой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

Заместитель председателя суда