ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-704/18 от 18.07.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-704/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 18 июля 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу Козубовой Н.С. представителя по доверенности - ООО «ДЖКХ» на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №88 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области – мирового судьи судебного участка №96 Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от 01.02.2018 г. и решение Автозаводского районного суда Самарской области от 07.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении - ООО «ДЖКХ»,

установил:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №88 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области - мирового судьи судебного участка №96 Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от 01.02.2018 г. ООО «ДЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Решением Автозаводского районного суда Самарской области от 07.03.2018 г. постановление мирового судьи от 01.02.2018 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель Козубова Н.С. – ООО «ДЖКХ» указывает, что согласно Приложениям №8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» - устранение неисправностей, указанных в протоколе относится к работам по текущему ремонту жилищного фонда, ООО «ДЖКХ» являясь управляющей организацией, вправе осуществлять только те виды работ по текущему ремонту, которые утверждены решением общего собрания собственников. Собственниками МКД №41 по ул. Железнодорожная было принято решение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) о направлении денежных средств, сложившихся по статье текущий ремонт, и доходов от аренды общего имущества, на ремонтные работы согласно приложению , а также на ремонт межпанельных швов (с учетом денежных средств); не дана оценка, имеющимся в деле доказательствам. Согласно Акту приема – передачи объекта, ремонт межпанельных швов МКД №41 по ул. Железнодорожная, выполнен в полном объеме – 12.01.2018г., протокол составлен 15.01.2018г.; просит постановление мирового судьи и решение районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения или применить положение ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, в соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, в интересах законности проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В пункты 2,9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", включены работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Судебными инстанциями правильно установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Железнодорожная, д. 41 находится на обслуживании ООО « ДЖКХ» на основании договора управления жилого дома, имеющего лицензию от 21.03.2017г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения первого заместителя главы г.о. Тольятти от 12.12.2017г., в отношении ООО «ДЖКХ» проведена проверка, согласно акту поверки от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДЖКХ» допущено нарушение п.4.1.15 и п.4.2.17 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170; ч.1 п.2,п.9 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491; Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», выразившиеся в нарушении: подтопление и загрязнение подвального помещения (местами из – за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; неисправность межпанельных швов в районе расположений кв. №1 и кв.10 с торца, кв. №34 и кв. №42 фасадная сторона многоквартирного жилого дома №41 по ул. Железнодорожная г. Тольятти, работы в целях надлежащего содержания многоквартирного дома не выполнены.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 20.12.2017г. и послужили основанием для составления 15.01.2018г. государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении ООО «ДЖКХ» протокола от 15.01.2018г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В подтверждение, что ООО «ДЖКХ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 15.01.2018г. (л. уведомление-вызов от ДД.ММ.ГГГГ. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 8); предписание от ДД.ММ.ГГГГ.; распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ); уведомление - вызов от ДД.ММ.ГГГГ о дате, времени и месте проведения проверки (л); акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. о выявленных нарушениях (л), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица ООО «ДЖКХ» в совершении административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ООО «ДЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, со ссылкой на то, что Общество в праве осуществлять только те виды работ по текущему ремонту, которые утверждены решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных постановлений.

Управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем допущенные нарушения указанных императивных требований закона и принятых в его развитие подзаконных актов являются нарушением лицензионных требований и условий и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Исходя из установленного действующим законодательством объема, содержания и условий возникновения обязанностей управляющей компании, которая в штатном режиме обеспечивает исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства по содержанию общего имущества многоквартирного дома, независимо от действий собственников многоквартирного дома.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела по существу, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Выводы о наличии события правонарушения и виновности ООО "ДЖКХ" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении судьи районного суда дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "ДЖКХ" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Административное наказание назначено ООО "ДЖКХ" в соответствии с положениями ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Оснований для изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Тот факт, что ООО "ДЖКХ" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также что общество ранее за данное правонарушение к административной ответственности не привлекалось, не является безусловным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного ООО "ДЖКХ" правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для изменения назначенного обществу наказания не усматривается. Невыполнение требований жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами влечет нарушение прав жильцов многоквартирного дома, свидетельствует об отсутствии контроля за качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их предоставления.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

В этой связи предыдущими судебными инстанциями правомерно сделан вывод об отсутствии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ или признания данного правонарушения малозначительным.

В данном случае назначенное ООО "ДЖКХ" административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено ООО "ДЖКХ" в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов не имеется.

Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Состоявшиеся постановление мирового судьи, решение районного судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №88 Автозаводского судебного района Самарской области от 01.02.2018 г. и решение Автозаводского районного суда Самарской области от 07.03.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении - ООО «ДЖКХ» оставить без изменения, а надзорную жалобу Козубовой Н.С. представителя по доверенности ООО «ДЖКХ» - оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда В.В. Кудинов