№ 4а-706/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 ноября 2018 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу Ахмадеевой С.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области, от 27 июня 2018 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ахмадеевой С.П.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области, от 27 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 30 августа 2018 года, *** общества с ограниченной ответственностью «***» (далее – ООО «***», управляющая компания, общество) Ахмадеева С.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Ахмадеева С.П. ставит вопрос об отмене состоявшихся в отношении нее судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 2 указанной статьи одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416).
В соответствии с п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п.п. 9, 10, 12, 13 Правил № 416 для повседневного контроля за работой внутридомовых инженерных систем дома, выполнения заявок собственников и пользователей помещений многоквартирного дома об устранении их неисправностей и повреждений управляющая организация обязана организовать круглосуточное аварийно - диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии от 5 мая 2016 года № выданной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области, ООО «***» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Оренбургской области.
29 декабря 2016 года между ООО «***» и собственниками многоквартирного жилого (адрес) заключен договор № управления многоквартирным домом по указанному адресу. Приложением № 1 к названному договору определен перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 3.1.4 названного договора управления и п. 17 приложения № 1 к нему управляющая компания обязана организовать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома.
Аналогичные положения и приложения аналогичного содержания содержатся в договорах управления, заключенных ООО «***» с собственниками следующих многоквартирных жилых домов в (адрес).
17 апреля 2018 года в ходе проведенной прокуратурой Соль-Илецкого района Оренбургской области проверки установлено, что в штате управляющей компании лица, отвечающие за аварийно-диспетчерское обслуживание, отсутствуют. Общество организовало аварийно-диспетчерское обслуживание указанных домов путем заключения договора на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию с индивидуальным предпринимателем ФИО1
Проверкой также установлено, что все услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию ФИО1. оказывает самостоятельно, в штате названного лица иные сотрудники отсутствуют, договоры гражданско-правового характера с работниками и специализированными организациями не заключались.
Приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года № 545-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56037-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования.
В соответствии с п. 10.1 названного стандарта, оказание услуг диспетчерского и (или) аварийно-ремонтного обслуживания должно быть организовано круглосуточно, службы укомплектованы средствами оперативной связи, квалифицированными специалистами, транспортом, техникой (спецтехникой) и другим необходимым оборудованием и приспособлениями.
Из объяснений названного лица следует, что он оказывает услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания: заявки от жильцов домов принимает на личный телефон, имеет свое оборудование для осуществления аварийно-ремонтного обслуживания домов (перфоратор, дрель, болгарка) и личный транспорт (легковой автомобиль).
По результатам проверки органом прокуратуры сделан вывод о том, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не отвечает требованиям, предъявляемым к исполнителям, оказывающим услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, по смыслу п. 9 Правил № 416 и п.п. 10.1, 10.2 ГОСТ Р 56037-2014.
24 апреля 2018 года по факту выявленных нарушений заместителем прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области в отношении *** ООО «***» Ахмадеевой С.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения *** ООО «***» Ахмадеевой С.П. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подп. «а» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, содержание общего имущества подразумевает среди прочего диспетчерское и аварийное обслуживание домов.
Согласно материалам дела при осуществлении ООО «***» предпринимательской деятельности по управлению вышеуказанными многоквартирными домами на основании договоров управления *** общества Ахмадеева С.П. не выполнила условия договоров управления и не организовала аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирных домов.
Оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, предполагающее и соблюдение Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, является лицензионным требованием.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, должностное лицо, допустившее в рамках осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами нарушение лицензионных требований, выразившихся в несоблюдении Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, могло быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ч. 1 ст. 7.23.3 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного *** ООО «***» Ахмадеевой С.П. деяния с ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.1.3 названного Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области, от 27 июня 2018 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 30 августа 2018 года, вынесенные в отношении *** ООО «***» Ахмадеевой С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии *** ООО «***» Ахмадеевой С.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 названного Кодекса.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Ахмадеевой С.П. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области, от 27 июня 2018 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 30 августа 2018 года, вынесенные в отношении *** ООО «***» Ахмадеевой С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда С.В. Белинская