Дело № 4а-709
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ижевск 24 октября 2016 года
Председатель Верховного Суда Удмуртской Республики Суханов Ю.В., рассмотрев жалобу защитника Т. – ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 25 мая 2016 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 июля 2016 года, вынесенные в отношении заместителя Главы Администрации – Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 25 мая 2016 года заместитель Главы Администрации - Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 июля 2016 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Удмуртской Республики 7 сентября 2016 года, защитник Т. – ФИО1 просит принятые по делу судебные постановления отменить, производство по делу прекратить ввиду незаконности привлечения Т. к административной ответственности.
В возражениях на жалобу Т. представитель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики А. просит судебные постановления оставить без изменения, ссылаясь на доказанность в действиях Т. состава вмененного правонарушения.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, нахожу, что оснований к отмене или изменению судебных постановлений не имеется.
В соответствии со ст. 15.15.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 БК РФ).
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст.6).
Как следует из представленных материалов, 13 апреля 2016 года аудитором Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики А. в отношении должностного лица – Т. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поводом к возбуждению в отношении Т. дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение аудитором Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, который в силу п.п.10 п.1 ст.10 Закона Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года № 51-РЗ осуществляет контроль за законностью и результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Удмуртской Республики, а также проверку местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении, т. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение условий соглашений с Министерством образования Удмуртской Республики, санкционировал предоставление Управлением финансов Администрации города Ижевска Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства в форме субсидий на выполнение муниципальных заданий муниципальным автономным учреждением «ЦСЖ» за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики, что не соответствует условиям, установленным при их предоставлении, то есть допустил нецелевое направление бюджетных средств. Нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого направления субвенций Т. не пресек, соответствующих мер для их устранения не принял, чем не исполнил должностные обязанности, установленные п.п. 3.2.4 должностной инструкции и п.п.5.4. раздела III Положения «Об Управлении финансов Администрации города Ижевска» (т.4 л.д.200).
При рассмотрении дела об административном правонарушении суд, оценивая совокупность представленных доказательств, отвечающих требованиям ст.26.2 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии в действиях Т. административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, поскольку он, являясь должностным лицом получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, допустил нарушение условий их предоставления.
В ходе рассмотрения дела судья установил, что Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных муниципальному образованию «Город Ижевск» в 2013-2015 годах на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики, предусмотренных Законом УР от 14 марта 2013 года №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу положений ст.9 указанного нормативного правового акта органы местного самоуправления УР наделены отдельными государственными полномочиями по управлению жилыми помещениями, предоставленными (предназначенными для предоставления) детям-сиротам, по заключению договоров найма специализированного жилого помещения, а также по обеспечению сохранности закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений. При этом передача иным субъектам соответствующих полномочий за счет финансирования из средств бюджета УР не предусмотрена.
Вышеназванным Законом Удмуртской Республики и Положением о порядке расходования и учета средств на предоставление субвенций из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, в целях финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2013 года №593, регламентирован порядок расходования предоставленных на указанные цели средств.
В целях реализации исполнения указанных выше полномочий, между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Администрацией муниципального образования «Город Ижевск» заключены Соглашения (№ 04/04-12-32 от 17 января 2014 года и № 02/04-10-42П от 22 января 2015 года).
Постановлением Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ года №№ определен уполномоченный орган по реализации переданных государственных полномочий – Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства.
При этом ни действующим законодательством, ни заключенными Соглашениями не предусмотрена возможность передачи муниципальному автономному учреждению государственных полномочий и предоставление субсидии на выполнение муниципальных заданий за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики.
Постановлением Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ №№ создано подведомственное Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства муниципальное автономное учреждение «ЦСЖ».
18 декабря 2014 года в Городскую Думу г.Ижевска внесен проект решения, а 19 декабря 2014 года принято решение №693, в соответствии с которым по подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» бюджета муниципального образования «Город Ижевск» на 2015 года по виду расхода «Субсидии автономным учреждениям» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> тыс. руб.
Фактически на реализацию отдельных государственных полномочий МО «Город Ижевск» из бюджета Удмуртской Республики выделена субвенция в 2014 году в размере <данные изъяты> руб., за 9 месяцев 2015 года в размере <данные изъяты>. руб., из которых Управлением финансов Администрации города Ижевска профинансировано Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства, а последним муниципальное автономное учреждение «Центр сохранности жилья» в виде субвенции на выполнение муниципальных заданий в 2014 году <данные изъяты> тыс. руб., за 9 месяцев 2015 года <данные изъяты> тыс. руб.
Таким образом, в нарушение условий соглашений с Министерством образования Удмуртской Республики Заместитель Главы Администрации - Т. разрешил предоставить Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства субсидии на выполнение муниципальных заданий муниципальным автономным учреждением «ЦСЖ» за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики, что не соответствует условиям, установленным при их предоставлении, и свидетельствует о нецелевом направлении бюджетных средств.
Кроме того, как должностное лицо, ответственное за осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Т.. нарушение бюджетного законодательства в виде нецелевого направления субвенций не пресек, соответствующих мер для их устранения не принял, не обеспечил контроль целевого использования межбюджетных трансфертов в виде субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с условиями их предоставления.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ судом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы, при проведении повторной проверки в период с 30 октября 2015 года до 23 ноября 2015 года, непосредственным объектом которой являлось МАУ «ЦСЖ», Государственным контрольным комитетом учитывалось, что учредителем МАУ «ЦСЖ» выступает объект контроля предыдущей проверки (с 8 апреля по 30 июня 2015 года) - Администрация г. Ижевска, а функции и полномочия учредителя осуществляет Управление по соцподдержке, которое является Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) для учреждения.
Возможность проведения повторных проверок, а также проверок выполнения ранее принятых решений в рамках контроля за устранением недостатков и нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок, предусмотрена Регламентом Комитета и Стандартом внешнего государственного финансового контроля «Проведение контрольного мероприятия», утвержденных постановлением Коллегии Комитета № № 22,23 от 25.03.2015.
Доводы Т. о том, что финансовый орган муниципального образования г. Ижевск не являлся объектом повторной проверки, а его, как руководителя, не уведомляли о проведении проверки и не ознакомили с актом, чем нарушили его права на представление возражений на акт, также несостоятельны, т.к. права объектов контроля и обязанности контрольного органа в отношении объектов проверок и их должностных лиц не являются предметом рассмотрения по делу об оспариваемом административном правонарушении. Вместе с тем действия Комитета по осуществлению государственного финансового контроля в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, Т. не обжаловались. Кроме того, с Актом повторной проверки от 4 декабря 2015 года был ознакомлен Глава МО «Город Ижевск» (т.1 л.д.7).
Других значимых доводов, ставящих под сомнение законность вынесенных судебных актов, жалоба не содержит.
Таким образом, правомерность привлечения Т. к административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.3 КоАП РФ, подтверждена совокупностью представленных в материалах дела доказательств, отвечающих требованиям ст.26.2 КоАП РФ. Совершенное Т. административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст.15.15.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.13, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 25 мая 2016 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 июля 2016 года, вынесенные в отношении заместителя Главы Администрации – Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу его защитника - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Удмуртской Республики Ю.В.Суханов