ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-711/2017 от 07.07.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

№ 4а–711/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 07 июля 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора Муниципального предприятия г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» ФИО2 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области №5-5595-16-ПВ/454/2/2 от 10.01.2017 года, решение Самарского районного суда г.Самары от 23.03.2017 года и решение Самарского областного суда от 04.05.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области №5-5595-16-ПВ/454/2/2 от 10.01.2017 года МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Решением Самарского районного суда г.Самары от 23.03.2017 года постановление должностного лица от 10.01.2017 года оставлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 04.05.2017 года решение районного суда и постановление должностного оставлены без изменения.

В надзорной жалобе директор Муниципального предприятия г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» ФИО2, указывает, что с 01.05.2015 года по 15.10.2016 года деятельность по оказанию услуг в бане №9 не осуществлялась. При осуществлении федерального государственного пожарного надзора отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самары ГУ МЧС России по Самарской области, предметом проверки соблюдение МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» норм трудового законодательства не являлось. Государственной инспекцией труда меры по установлению и проверке сведений, выявленных отделом надзорной деятельности, не предпринимались. Директору предприятия при составлении протокола об административном правонарушении не разъяснялись права, предусмотренные ч.1 ст.25.1 и ст.28.2 КоАП РФ о чем свидетельствует отсутствие подписи в соответствующей строке протокола. Внеплановая проверка проведена с нарушением требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Просит постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области №5-5595-16-ПВ/454/2/2 от 10.01.2017 года, решение Самарского районного суда г.Самары от 23.03.2017 года и решение Самарского областного суда от 04.05.2017 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения и в связи с допущенными при проведении проверки нарушениями.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии со ст.2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить, в том числе безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области от 07.09.2016 года №2194, 07.10.2016 года инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области проведена внеплановая выездная проверка объектов МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» по адресу: г.Самара, ул.Старонабережная, д.2А на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в результате которой выявлены нарушения требований п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ч.4 ст.4, ст.58 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.3.9 СНиП 31-05-2003, п.4.2 СП 4.13130.2009, п.7.1, 5.1.8* таблица №4, п.8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», которые создают угрозу и влияют на безопасность жизни и здоровья работников МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» в помещениях, зданиях на их рабочих местах, то есть МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», являющееся работодателем, безопасные условия и охрану труда своим работникам не обеспечило, чем нарушены требования, установленные ст.212 ТК РФ и совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 28.12.2016 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» протокола об административном правонарушении №5-5595-16-ПВ/454/2/1, с последующим привлечением МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

В подтверждение, что МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №5-5595-16-ПВ/454/2/1 от 28.12.2016 года (л.д.55-58); обращение начальника отдела надзорной деятельности г.о.Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области №4308-2-6-5 от 11.11.2016 года в адрес руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области о проведении внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства в отношении МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» в связи с выявленными нарушениями (л.д.60-62); копии распоряжений начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области от 07.09.2016 года №2194 и №2195 о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» (л.д.63-64, 90-91); копии актов проверки №2194 и №2195 от 07.10.2016 года, составленных инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области, из которых следует, что в помещении по адресу г.Самара, ул.Старонабережная, 2, находящееся в ведении МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», выявлены нарушения требований пожарной безопасности (л.д.65-68, 92-95); копия постановления мирового судьи судебного участка №22 Куйбышевского судебного района г.Самары Самарской области от 16.11.2016 года о привлечении директора МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» ФИО2 к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ в связи с допущенными нарушениями законодательства о пожарной безопасности, выявленными 07.10.2016 года в ходе проверки исполнения предписания управления надзорной деятельности МЧС России (л.д.110-111), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» в совершении административного правонарушения.

Указанным доказательствам, с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ в судебных решениях и постановлении должностного лица дана объективная правовая оценка.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, судебными инстанциями признаны допустимыми доказательствами, обоснованно положены в основу обжалуемых судебных постановлений и не доверять сведениям, указанных в них, оснований не имеется.

То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует подпись директора МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», в графе разъяснения прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, не свидетельствует о том, что права, предусмотренные ч.1 ст.25.1 КоАП РФ государственным инспектором труда не разъяснялись законному представителю юридического лица, присутствующему при составлении протокола. Из содержания протоколов об административных правонарушениях следует, что присутствующий при их составлении директор МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» ФИО2 с данным процессуальным документом ознакомлен, что засвидетельствовано его подписью, при этом им оставлены незаполненными другие строки протокола. Указанное позволяет сделать вывод, что приведенные доводы о неразъяснении при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных прав являются надуманными.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Соблюдение выполнений требований пожарной безопасности, а поскольку МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» является работодателем, соответственно соблюдение требований трудового законодательства, зависело от действий МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», которое необходимых действий по исполнению обязанностей по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте, не предприняло.

Таким образом выводы должностного лица Государственной инспекции труда в Самарской области о виновности МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» в инкриминируемом правонарушении обоснованны.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Судья Самарского районного суда г.Самары, рассматривая 23.03.2017 года жалобу на постановление должностного лица от 10.01.2017 года, правильно пришел к выводу об отсутствии нарушения норм процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении и обоснованности привлечения МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и оставил постановление должностного лица без изменения.

Законность и обоснованность решения Самарского районного суда г.Самары от 23.03.2017 года, в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на указанные постановление должностного лица и решение районного суда, и в решении от 04.05.2017 года дана надлежащая правовая оценка всем доводам изложенным в жалобе, и указаны мотивы по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения районного суда.

Доводы надзорной жалобы о том, что в период с 01.05.2015 года по 15.10.2016 года деятельность по оказанию услуг в бане №9 не осуществлялась, являлись предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций. Как правильно указано в решении районного суда, опровергаются показаниями проводившего проверку инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара – государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору ФИО3, которая в судебном заседании 23.03.2017 года пояснила, что на момент проверки в помещении проверяемого объекта находились сотрудники МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», о том, что организация не осуществляет свою деятельность, представителем предприятия не заявлялось.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы, о том, что при проведении проверки нарушены требования Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», являлись предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, им дана соответствующая правовая оценка, не согласиться с которой у суда надзорной инстанции оснований не имеется.

Также, законность проведения проверки МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области являлась предметом проверки при рассмотрении мировым судьей судебного участка №22 Куйбышевского судебного района г.Самары Самарской области 16.11.2016 года дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ в отношении директора МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» ФИО2 по факту нарушений требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки №2194 от 07.10.2016 года. Нарушений требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» не установлено.

Указание в надзорной жалобе, что нарушения норм трудового законодательства выявлены при осуществлении федерального государственного пожарного надзора отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самары ГУ МЧС России по Самарской области, в ходе которого соблюдение требований трудового законодательства целью проверки не являлось, не свидетельствует об отсутствии в допущенном МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» бездействии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, не освобождает от ответственности за совершенное административное правонарушение.

При проведении внеплановой, выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области установлены нарушения требований пожарной безопасности. В связи с тем, что МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» является работодателем для своих работников, установленные при проведении проверки нарушения норм пожарной безопасности, повлекли нарушения норм трудового законодательства. Документы, представленные начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области руководителю Государственной инспекции труда в Самарской области, о выявленных при проведении проверки нарушениях норм пожарной безопасности допущенных МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» оказались достаточными для определения наличия в действиях предприятия нарушений норм трудового законодательства, в связи с чем необходимости выезда на место проверяемого объекта специалиста Государственной инспекции труда в Самарской области обоснованно не установлено. Сведения, о выявленных отделом надзорной деятельности нарушениях, представленные в Государственную инспекцию труда в Самарской области нарушениях, позволили должностному лицу прийти к выводу о наличии в действиях МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области с соблюдением требований ст.25.4 и ст.29.7 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги», не усматривается.

Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения и постановление должностного лица как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области №5-5595-16-ПВ/454/2/2 от 10.01.2017 года, решение Самарского районного суда г.Самары от 23.03.2017 года и решение Самарского областного суда от 04.05.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального предприятия г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» оставить без изменения, надзорную жалобу директора МП г.о.Самара «Коммунально-бытовые услуги» ФИО2 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда В.В.Кудинов