№ 4А-717/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 октября 2019 года г. Сыктывкар
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Шевелёв А.С., рассмотрев жалобу ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» на вступившие в законную силу решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми №12-586/2019 от 17.04.2019 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми №21-459/2019 от 03.07.2019
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением руководителя Территориального органа Росздравнадзора по РК №01-14/04/2019 от 31 января 2019 года юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский наркологический диспансер» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвержено административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми №12-586/2019 от 17.04.2019 приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» ФИО1 – без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми №21-459/2019 от 03.07.2019 решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17.04.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский наркологический диспансер» оставлено без изменения, жалоба законного представителя юридического лица – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, представитель Учреждения просит судебные акты отменить, как вынесенные с существенным нарушением норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 21 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Материалами дела установлено, что 12.04.2018 ГБУЗ РК «КРНД» выдано предписание №36, которое содержало в себе требования в срок до 12.12.2018 устранить выявленные нарушения, а именно:
- по адресу: г. Сыктывкар, <Адрес обезличен> привести в соответствии требованиями пункта 6 статьи 4, пункта 4 статьи 10, статьи 18, пункта 1 статьи 37, подпункта 2 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», требованиями пункта 9 Приложения №13, Приложения №15 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н – работу в ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер», оснастить отделение неотложной наркологической помощи по адресу: г. Сыктывкар, <Адрес обезличен> в соответствии Стандарта оснащения отделения неотложной наркологической помощи Приложения №15 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н, а именно иметь в наличии на праве собственности или ином законном основании следующее оснащение: п. 3 – Аппарат для плазмафереза и плазмоцитафереза – 1 шт., п. 8 – Анализатор наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих лекарственных средств и расходные материалы к нему – 1 шт.;
- по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен> привести в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 4, пункта 4 статьи 10, статьи 18, пункта 1 статьи 37, подпункта 2 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», требованиями Приложения №22, пункта 3 Приложения №23, пункта 2 Приложения №24 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н работу в ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер», решить вопрос о наличии в структуре ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» и предусмотреть в штатном расписании ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» с учетом требований Приложения №22, пункта 3 Приложения №23 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н наличие отделения реанимации и интенсивной терапии или палаты (блок) реанимации и интенсивной терапии наркологического диспансера (наркологической больницы). После решения вопроса о наличии в структуре ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» и наличии в штатном расписании ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» Отделения реанимации и интенсивной терапии или палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии наркологического диспансера (наркологической больницы) - предоставить сведения о наличии на праве собственности или ином законном основании оснащения Отделения реанимации и интенсивной терапии или палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии наркологического диспансера (наркологической больницы) в соответствии Стандарта оснащения отделения реанимации и интенсивной терапии или палаты (блок) реанимации и интенсивной терапии наркологического диспансера (наркологической больницы) пункта 9 Приложения №22 и пункта 2 Приложения №24 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н;
- по адресу: г. Сыктывкар, <Адрес обезличен> привести в соответствие с требованиями пункта 6 статьи 4, пункта 4 статьи 10, статьи 18, пункта 1 статьи 37, подпункта 2 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», требованиями Приложения №28, Приложения №29, Приложения №30 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н работу в ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер»; решить вопрос о наличии в структуре ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» и предусмотреть в штатном расписании ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» с учетом требований Приложения №28, Приложения №29 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Минздравом России от 30 декабря 2015 года №1034н, наличие химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы). После решения вопроса о наличии в структуре ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» и наличии в штатном расписании ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы) – предоставить сведения о наличии на праве собственности или ином законном основании оснащения химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы) в соответствии Стандарта оснащения химико-токсикологической лаборатории Наркологического диспансера (наркологической больницы) пункта 6 Приложения №28 и Приложения №30 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н.
В связи с неисполнением предписания №36 от 12.04.2018, в отношении ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» 22.01.2019 составлен протокол об административном правонарушении №4, в связи с наличием в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Признавая Учреждение виновным в совершении вменяемого правонарушения и оставляя постановление должностного лица без изменения, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения, так как последним не выполнено Предписание, которое направлено на устранение выявленных нарушений, противоречащих требованиям действующего законодательства.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» осуществляет лицензированный вид деятельности, в связи с чем, при предоставлении услуг должно руководствоваться как приведенным федеральным законом, так и Порядком оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология» и Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1034н, приложениями которых прямо предусмотрены наличие в отделении неотложной наркологической помощи – аппарата для плазмафереза и плазмацитафереза; анализатора наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих лекарственных средств и расходных материалов к нему; наличие химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы) и отделения реанимации и интенсивной терапии, отсутствие которых послужило основанием для вынесения Предписания.
Инициируя пересмотр вступивших в законную силу судебных актов представитель Учреждения указывает доводы аналогичные рассмотренным судами нижестоящих инстанций и признанных несостоятельными, так как порядок оказания медицинской помощи, включающий в себя стандарты оснащения медицинской организации медицинским оборудованием, являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями без исключения.
Указанным выводам корреспондируют положения статьи 41 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу пункта 1 части 1 статьи 86 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья, выдают обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств.
Одним из необходимых условий для исполнения предписания является наличие в нем конкретных требований, основанных на положениях законодательства Российской Федерации, подлежащих исполнению подконтрольным лицом.
Принимая во внимание, что Предписание соответствует предъявляемым к нему требованиям, правомерность его выдачи и обязательность исполнения сомнений не вызывает.
Учитывая то, что ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» было предупреждено об ответственности за неисполнение предписания государственного органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения, срок исполнения предписания являлся разумным и достаточным для принятия мер, направленных на исполнение требований предписания, административный орган и суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что у ГБУЗ имелась возможность для соблюдения законодательства в сфере здравоохранения.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность принятых по делу постановления должностного лица и решений. Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с принятыми актами, не является основанием к отмене указанных решений, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованияи статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела суды нижестоящих инстанций установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, дав надлежащую правовую оценку действиям Учреждения.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены. Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, а также материальных норм права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми №12-586/2019 от 17.04.2019 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми №21-459/2019 от 03.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» оставить без изменения, жалобу ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Коми А.С. Шевелёв