ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-71/19 от 05.02.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а-71/2019

Мировой судья Чучайкина Т.Е. Судья Андреев И.С.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 февраля 2019 года г . Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» Орловой Т.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Советского района г. Челябинска от 03 октября 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 22 ноября 2018 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Советского района г. Челябинска от 03 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 22 ноября 2018 года, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» (далее ООО «УК «НИКС», Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему с учетом положений ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник ООО «УК «НИКС» Орлова Т.А., действующая на основании доверенности, просит их отменить, считая незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 27 июля 2018 года на основании обращения граждан, проживающих в многоквартирном доме № ***, находящегося в управлении ООО «УК «НИКС», должностным лицом Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «УК «НИКС» лицензионных


2

требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

По результатам проверки выявлены нарушения лицензионных требований, допущенных при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом ООО «УК «НИКС» (лицензия № 0064 от 02.04.2015г.), выразившиеся в том, что Обществом не соблюден порядок начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (излишне начисленная плата по квартире *** за октябрь, ноябрь 2016г. за электроэнергию на общедомовые нужды составила 41,02 рублей; излишне начисленная плата за холодную воду на общедомовые нужды за период с августа 2016г. по июнь 2018г. - 326,64 рублей); начисление платы за подогрев воды на общедомовые нужды и в целях содержания общего имущества за периоды с августа по сентябрь 2016г., за июнь 2017г., с августа по сентябрь 2017г., за июнь 2018г.; изменение в одностороннем порядке тарифа за содержание жилого помещения с 21,75 рублей на 24,88 рублей в июне 2017г., на 22,72 рублей в период с августа 2017г. по июнь 2018г., что не соответствует требованиям ч.2.3 ст. 161, ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и в жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.

27 июля 2018 года государственным инспектором ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» вынесены предписания об устранении указанных выше нарушений (л.д. 17-24). Копии акта проверки, предписания получены представителем ООО «УК «НИКС».

Выявленные в ходе проверки нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте проверки.

В связи с выявленными нарушениями обязательных лицензионных требований в отношении ООО «УК «НИКС» государственным инспектором ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» 01 августа 2018 года составлен протокол об административном правонарушении № 2656, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «УК «НИКС» административного правонарушения, подтверждается представленными в дело доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Правовая оценка представленных в материалы дела доказательств, их допустимости, относимости и достоверности правильно дана в судебных постановлениях.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «УК «НИКС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с указанием на то, что неверные начисления платы за коммунальные


3

услуги не являются нарушением лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям, нельзя признать состоятельными.

Лицензионные требования для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами установлены Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее -Положение).

Согласно пункту 3 Положения (в редакции, действующей на момент составления протокола об административном правонарушении) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Правила № 416).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов, в том числе, организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном


4

доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

Таким образом, лицензионным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Выводы судей о необходимости расчета стоимости ресурса (холодное, горячее водоснабжение, электороэнергия) с учетом установленного для многоквартирного дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением норматива, являются правильными. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.03.2016 г. № 73-ФЗ) с 01.01.2017 г. начисление платы за коммунальные ресурсы потребляемые, при содержании общего имущества в многоквартирном доме, производят управляющие организации.

В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании


5

общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На момент проведения проверки общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 9 «а» по улице Набережной по указанным вопросам не были проведены.

Таким образом, независимо от наличия общедомового прибора учета коммунального ресурса, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды должен быть ограничен объемом коммунальных услуг, определенным исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по формуле № 15 приложения № 2 к Правилам № 354.

Как следует из материалов дела, горячая вода в указанный жилой дом централизовано не подается, а нагревается с помощью теплообменных энергоустановок.

Согласно п.55 Правил № 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.

В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.

Таким образом, плата за подогрев воды на общедомовые нужды и в целях содержания общего имущества за периоды с августа по сентябрь 2016г., за июнь 2017г., с августа по сентябрь 2017г., за июнь 2018г. начислена в нарушение требований п.54 Правил № 354.

Выставленная собственнику помещения плата за содержание и ремонт, обслуживание, вывоз ТБО изменена Обществом в одностороннем порядке и суммарно выставлена в размере 22,72 рублей/кв.м за период с августа 2017г.


6

по июнь 2018 года, что подтверждается сальдовыми ведомостями по лицевому счету собственника помещения *** д. ***.

Однако плата за содержание и ремонт жилого помещения за указанные периоды должна соответствовать тарифу, утвержденному конкурсной документацией в размере 21,75 рублей/кв.м.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что ООО «УК «НИКС» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом № *** с нарушением лицензионных требований.

С учетом изложенного, судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «УК «НИКС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела (л.д. 5- 12).

Доводы жалобы о том, что Общество не увеличивало за июнь 2017 года тариф за содержание и ремонт до размера 24,88 рублей, нашли свое подтверждение. Выводы мирового судьи и судьи районного суда об увеличении Обществом в июне 2017 года тарифа за содержание и ремонт до размера 24,88 рублей, подлежат исключению.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.

При рассмотрении дела об административном правонарушении защитник ООО «УК «НИКС» участвовал в судебных заседаниях, обосновывал позицию общества по делу. Таким образом, нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Дело рассмотрено с соблюдением требований подсудности в соответствии с положениями ч.1 ст.29.5 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание является обоснованным и справедливым, требования статей 3.1, 3.5, 4.1- 4.3 КоАП РФ соблюдены.

Судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.


7

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 Советского района г. Челябинска от 03 октября 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 22 ноября 2018 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из них выводы о том, что ООО «УК «НИКС» изменило в одностороннем порядке тариф за содержание жилого помещения с 21,75 рублей на 24,88 рублей в июне 2017 года.

В остальной части эти же судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» Орловой Т.А.- без удовлетворения.

Заместитель председателя

областного суда

Н.В. Козлова