4 а – 723/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 27 июня 2016 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа №» г.о. Самара (МБОУ «Школа №» г.о. Самара) ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 35 Октябрьского судебного района г. Самары от 03.03.2016 года и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21.04.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 35 Октябрьского судебного района г. Самары от 03.03.2016 года МБОУ «Школа №» г.о. Самара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 21.04.2016 года постановление мирового судьи от 03.03.2016 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе директор МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО1, указывая на отсутствие вины МБОУ «Школа №» г.о. Самара в инкриминируемом правонарушении, поскольку МБОУ «Школа №» г.о. Самара приняты все необходимые меры, направленные на получение денежных средств из бюджета для устранения нарушений требований пожарной безопасности, МБОУ «Школа №» г.о. Самара является бюджетным учреждением и финансируется из бюджета г.о. Самара, а также о невозможности устранения выявленных нарушений, поскольку здание школы построено в 1955 году, до введения в действие СНиП 21-01-97, требования которого не распространяются на здания старой постройки в силу п.4 ст.4 Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и возможности изменения назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение, просит отменить состоявшиеся судебные решения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Как следует из материалов дела, 20.01.2016 года инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> МБОУ «Школа №» г.о. Самара выдано предписание № от 13.02.2015 года с требованием в срок до 04.12.2015 года устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности в здании, расположенном по <адрес>, выразившееся в отделке стен актового зала горючим материалом (обои, масляная краска, деревянная отделка), однако на момент проверки, проведенной 20.01.2016 года на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара – главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> от 09.12.2015 года, предписание в полном объеме не исполнено, за что в отношении МБОУ «Школа №» г.о. Самара составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что МБОУ «Школа №» г.о. Самара совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 20.01.2016 года (л.д.4); распоряжение начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> о проведении проверки в отношении МБОУ «Школа №» г.о. Самара от 09.12.2015 года (л.д.9); акт проверки от 20.01.2016 года, в соответствии с которым предписание № от 13.02.2015 года на момент проверки не исполнено (л.д.5); предписание № от 13.02.2015 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 04.12.2015 года (л.д.12), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности МБОУ «Школа №» г.о. Самара в совершении административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Представитель МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО2 при рассмотрении административного дела мировым судьей не оспаривала, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от 13.02.2015 года не исполнено в полном объеме в установленный срок, сославшись на отсутствие финансирования из бюджета г.о. Самара, пояснила, что приняты все зависящие меры, направленные на получение денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Доводы, изложенные директором что МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО1 в надзорной жалобе, об отсутствие вины МБОУ «Школа №» г.о. Самара в инкриминируемом правонарушении, поскольку МБОУ «Школа №» г.о. Самара приняты все необходимые меры, направленные на получение денежных средств из бюджета для устранения нарушений требований пожарной безопасности, МБОУ «Школа №» г.о. Самара является бюджетным учреждением и финансируется из бюджета г.о. Самара, а также о невозможности устранения выявленных нарушений, поскольку здание школы построено в 1955 году, до введения в действие СНиП 21-01-97, требования которого не распространяются на здания старой постройки в силу п.4 ст.4 Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», безосновательны и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных решений.
В материалах дела, действительно, имеются документы, свидетельствующие о том, что директор МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО1 обращалась в Департамент образования г.о. Самара по вопросу выделения дополнительных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности (л.д.39-42, 43-45, 46, 64, 65).
Вместе с тем то обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не лишало МБОУ «Школа №» г.о. Самара возможности привлечь для выполнения предписания и приведения актового зала школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно Уставу МБОУ «Школа №» г.о. Самара, утвержденному распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 12.05.2015 года №, приложенному к надзорной жалобе, МБОУ «Школа №» г.о. Самара может осуществлять приносящую доход деятельность, виды которой перечислены в пунктах 2.5, 3.6 Устава, в числе которых сдача в аренду и прокат имущества школы, реализация учебно-методической литературы, платные образовательные услуги на основе договоров, заключенных с физическими и юридическими лицами, и согласно п.3.28 Устава доход от указанной деятельности используется школой в соответствии с уставными целями, в перечень которых входит и обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся и работников школы (п.2.3 Устава).
Сведений о том, что МБОУ «Школа №» г.о. Самара приносящую доход деятельность не осуществляет, в материалах дела не содержится и суду не представлено.
Кроме того, из письма директора МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО1 на имя руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара № от 11.02.2015 года следует, что в период с января 2013 года по 11.02.2015 года школой сэкономлено 750 000 рублей бюджетных средств на уплату возможных административных штрафов (л.д.61).
С письменным мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания в орган, его вынесший, директор МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО1 не обращалась.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что предписание № от 13.02.2015 года обжаловалось в установленном законом порядке, либо о том, что оно признано незаконным.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что МБОУ «Школа №» г.о. Самара не приняты достаточные и все необходимые меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями данного Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 этого Закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В пункте 39 приказа МЧС России от 16.03.2007 N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Учитывая, что дальнейшая эксплуатация МБОУ «Школа №» г.о. Самара может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья детей и работников школы, и требование органов пожарного надзора по устранению выявленного нарушения относится к противопожарному режиму эксплуатации здания, а не к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о виновности МБОУ «Школа №» г.о. Самара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, МБОУ «Школа №» г.о. Самара обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Выводы о виновности МБОУ «Школа №» г.о. Самара сделаны на основании объективного и непосредственного исследования собранных по делу доказательств, в их совокупности.
Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном пределе санкции ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, предусматривающей единственный вид наказания для юридических лиц в виде штрафа от 90 до 100 тысяч рублей.
При рассмотрении жалобы директора МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО1 на постановление мирового судьи от 03.03.2016 года судьей Октябрьского районного суда г. Самары дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 21.04.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения МБОУ «Школа №» г.о. Самара к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности МБОУ «Школа №» г.о. Самара в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 35 Октябрьского судебного района г. Самары от 03.03.2016 года и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21.04.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Школа №» г.о. Самара оставить без изменения, надзорную жалобу директора МБОУ «Школа №» г.о. Самара ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда В.В. Кудинов