№4а-744/2018 судья Рыбакова М.А. ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27 июня 2018 года г. Челябинск Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление № 17-14642/3110-1 исполняющего обязанности управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от 30 ноября 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 24 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Ломбардини» ФИО1 установил: постановлением № 17-14642/3110-1 исполняющего обязанности управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от 30 ноября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 24 января 2018 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Ломбардини» (далее - общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебное решение в Челябинский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении. Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу. Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в | ||
2 | ||
уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи. Как следует из материалов дела и не оспаривается ФИО1, который является директором ООО «Ломбард Ломбардини», общество осуществляет деятельность в качестве ломбарда, сведения о чем внесены в Государственный реестр ломбардов, и является микропредприятием, информация о чем содержится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем в силу статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» оно относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В числе прочих к таким мерам относятся организация и осуществление внутреннего контроля, разрабатывать правила которого, а также назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и принимать иные внутренние организационные меры в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, названные организации обязаны в силу закона (статьи 3-4, п.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ). Правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями. Требования к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждены Положением Банка России от 15.12.2014 года № 445-П (далее Требования). Из материалов дела следует, что Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации в рамках дистанционного надзора проведена оценка Правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее ПОД/ФТ) ООО «Ломбард Ломбардини», в редакции, утвержденной 03.10.2017 года директором общества ФИО1 По результатам оценки установлены нарушения пунктов 2.11, 6.1, 3.1 вышеназванных Требований, выразившиеся в следующем. В нарушение положений п.2.11 Требований в Правилах внутреннего контроля ПОД/ФТ общества не предусмотрено право доступа в помещения подразделений некредитной финансовой организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки | ||
3 | ||
данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях для выполнения ответственным сотрудником возложенных на него функций в программе организации системы ПОД/ФТ. В нарушение положений п. 6.1 указанных Требований Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки не содержит порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В нарушение положений п. 3.1 указанных Требований отдельные положения Программы идентификации не соответствуют требованиям Положения Банка России от 12.12.2014 года №444-П (в редакции Указания Банка России от 18.08.2016 года №4105-У). Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении директора общества ФИО1 протокола от 17 ноября 2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности постановлением административного органа от 30 ноября 2017 года № 17-14642/3110-1 на основании данной нормы. При пересмотре дела об административном правонарушении ФИО1, в судебном заседании не участвовал, в жалобе установленные по делу фактические обстоятельства по существу не оспаривал, ссылаясь на допущенные при рассмотрении дела нарушения процессуальных требований, а также указывал на малозначительность правонарушения и его формальный характер. Аналогичные доводы ФИО1 приводит в настоящей жалобе. Вместе с тем выменное ФИО1 неисполнение им как директором общества требований действующего законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, выразившееся в использовании в деятельности общества правил внутреннего контроля, не соответствующих пунктам 2.11, 6.1, 3.1 вышеназванных Требований, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 не приняты все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства в указанной сфере, в том числе он не принял необходимые меры по обеспечению соответствия Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ требованиям нормативного акта Банка России в области ПОД/ФТ, что привело к вышеуказанным нарушениям положений законодательства. Учитывая, что ФИО1 привлечен к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления | ||
4 | ||
внутреннего контроля, его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Выполнение впоследствии ФИО1 требований закона и устранение недостатков, ссылки ФИО1 на то, что последствий от его действий не наступило, обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности совершенного деяния, не являются. Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено. Доводы жалобы ФИО1 о том, что при рассмотрении дела должностным лицом Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации нарушены процессуальные требования в части его извещения о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, несостоятельны. Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО1 извещался 13.11.2017 года телеграммой, которая была направлена по адресу регистрации и фактического проживания ФИО1, указанного им в письме за его подписью: г. ***, однако она не была доставлена, поскольку согласно уведомлениям квартира была закрыта, адресат по извещению за телеграммой не явился. С учетом разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», такое извещение следует признать надлежащим. При составлении в отношении не явившегося в административный орган по извещению ФИО1 протокола об административном правонарушении принимал участие его защитник Гончарова М.В., действующая по доверенности и наделенная для этого соответствующими полномочиями (л.д. 16), при этом от ФИО1 в административный орган 16.11.2017 года поступило ходатайство, в котором он просил о рассмотрении дела без его участия с участием его защитника. С учетом изложенного протокол об административном правонарушении правомерно составлен в отсутствие ФИО1, он соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, копия протокола об административном правонарушении направлена привлекаемому к ответственности лицу в установленном законом порядке. О времени и месте рассмотрения дела должностным лицом Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО1 также был извещен надлежащим образом и заблаговременно, о чем ему 20.11.2017 года была направлена телеграмма по адресу его места жительства, | ||
5 | |||
от получения которой ФИО1 также отказался (согласно уведомлениям телеграфиста от 22.11.2017 года квартира была закрыта, адресат по извещению за телеграммой не явился). При рассмотрении дела и вынесении постановления также принимал участие защитник ФИО1 - Гончарова М.В., действующая по доверенности и наделенная для этого соответствующими полномочиями. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым. При рассмотрении жалобы судьей районного суда ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, распорядившись своими правами по своему усмотрению, ходатайств о допуске кого-либо в качестве защитника не заявил (л.д. 39). Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица и судьи, в материалы дела заявителем не представлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил: постановление № 17-14642/3110-1 исполняющего обязанности управляющего Отделением по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от 30 ноября 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 24 января 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Ломбардини» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. | |||
Заместитель председателя областного суда | Н.В. Козлова | ||