ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-747/17 от 25.12.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-747/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу Смирновой А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 14 июля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** общества с ограниченной ответственностью «***» Смирновой А.А.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 14 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 октября 2017 года, *** общества с ограниченной ответственностью «***» (далее – ООО «***», управляющая компания, общество) Смирнова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Смирнова А.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Из материалов дела установлено следующее.

ООО «***» имеет лицензию от 24 апреля 2015 года № *** на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданную государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.

Общество осуществляет управление многоквартирным домом в г. Орске Оренбургской области, расположенном по адресу: ул. *** В реестр лицензии внесены сведения об адресе данного многоквартирного дома.

Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области в ходе мониторинга информации, размещенной на сайте www.reformagkh.ru, а также на сайте управляющей организации www.orsklks4, установлено, что ООО «***» допущены нарушения подп. «а», «б», «в», «г», «д», «и» п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731. Нарушения зафиксированы в акте мониторинга от 03 мая 2017 года № ***.

По факту выявленных нарушений 06 июня 2017 года должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в отношении *** ООО «*** Смирновой А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

14 июля 2017 года за совершение данного административного правонарушения *** ООО «***» Смирнова А.А. привлечена мировым судьей к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи о том, что бездействие Смирновой А.А. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Основанием привлечения *** ООО «***» Смирновой А.А. к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, послужили изложенные в акте мониторинга, протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи выводы о нарушении Смирновой А.А. как должностным лицом управляющей компании лицензионных требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, выразившихся в несоблюдении обществом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

Статьей 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с подп. «в» п. 3 названного Положения лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

Согласно п.п. 6, 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является в том числе соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 настоящего Кодекса, и требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего Кодекса.

В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 10.1 указанной статьи управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

В силу частей 3, 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы. Положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01 июля 2016 года. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения и до 01 июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 01 июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются для всех субъектов Российской Федерации.

Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, вступившего в силу 30 июня 2015 года) определено, что с 01 августа 2015 года информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ (в редакции Закона № 255-ФЗ), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Согласно сведениям официального сайта Минкомсвязи России (minsvyaz.ru) 23 июля 2015 года заключено соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Оренбургской области, которое вступило в силу 01 февраля 2016 года.

Следовательно, с 01 июня 2016 года положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, утвердившего Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, на территории Оренбургской области, утрачивают силу и подлежат применению нормы ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.

Что касается продления ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 469-ФЗ) сроков раскрытия информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 31 декабря 2017 года включительно, необходимо отметить следующее.

Федеральным законом № 469-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 263-ФЗ, в соответствии с которыми продлены сроки раскрытия информации в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 01 января 2018 года (ч. 3 ст. 3).

При этом Федеральным законом № 469-ФЗ не вносились изменения в ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ, на основании которой по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения, поскольку их заключение повлекло за собой исполнение юридически значимых действий, в том числе обязанность поставщиков информации по размещению соответствующих данных в ГИС ЖКХ до 01 июля 2016 года.

Кроме того, ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 469-ФЗ, продлевающая сроки применения положений п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, не содержит оговорки в отношении субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.

Таким образом, положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно на территории субъектов Российской Федерации, не заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.

Следовательно, на территории Оренбургской области с 01 июня 2016 года в число лицензионных требований не входит соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

В силу приведенного правового регулирования выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для настоящего дела, однако при его рассмотрении требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

При таких обстоятельствах выводы нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях Смирновой А.А. состава вменяемого административного правонарушения сделаны при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.

С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В силу этого постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 14 июля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 октября 2017 года, вынесенные в отношении *** ООО «***» Смирновой А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу Смирновой А.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 14 июля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 октября 2017 года, вынесенные в отношении *** ООО «***» Смирновой А.А., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев