ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-756/18 от 10.12.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-756/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 декабря 2018 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу Овсянникова В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 7 июня 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** Министерства *** Овсянникова Владимира Александровича,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 7 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27 августа 2018 года, *** Министерства *** Овсянников В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование своего требования ссылается на то, что не подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, поскольку таковая наступает в случае нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), устанавливающего порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в то время как он проверочные мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя проводил в соответствии с положениями КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Как следует из материалов дела, 10 апреля 2018 года прокурором Саракташского района Оренбургской области в отношении *** Министерства *** Овсянникова В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, по факту того, что он, будучи должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), допустил нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), предусмотренных ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, выразившихся в проведении внеплановой выездной проверки при отсутствии приказа (распоряжения) руководителя органа контроля о проведении указанной проверки, а также отсутствии согласования с органами прокуратуры, что в соответствии с п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 20 названного Федерального закона является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица *** Министерства *** Овсянникова В.А. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (далее по тексту - Закон № 4979-1).

Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона № 4979-1).

Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ" утверждено "Положение о государственном ветеринарном надзоре" ( далее по тексту – Положение).

Частью 2 п. 1 Положения установлено, что Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регионального государственного ветеринарного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории Оренбургской области установлен Постановлением Правительства Оренбургской области от 18 мая 2015 года № 347-п "Об утверждении Положения о региональном государственном ветеринарном надзоре в Оренбургской области"

Под региональным государственным ветеринарным надзором понимается деятельность уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области в сфере ветеринарии, осуществляемая за счет средств областного бюджета и направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления Оренбургской области, юридическими лицами, их руководителями, иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами Оренбургской области и принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами (далее - обязательные требования) в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований в области ветеринарии, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований в области ветеринарии при осуществлении органами местного самоуправления Оренбургской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Положением установлено, что региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, занимающихся в том числе убоем животных и птиц для пищевых и кормовых целей, заготовкой, хранением, переработкой, перевозкой и реализацией сырья и продуктов животного происхождения, водных биологических ресурсов и продукции растениеводства ( п. 3).

Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что региональный государственный ветеринарный надзор может быть осуществлен должностными лицами не только посредством проведения проверок.

Частью 3 ст. 8 Закона о ветеринарии установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены названным выше Законом № 294-ФЗ.

Согласно п. 6 ст. 2 данного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Частью 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу положений части 2 данной статьи в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в частности: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.

Частью 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ определено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (здесь и далее положения данной статьи приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Овсянникова В.А. к административной ответственности) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В соответствии с подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 5 ст.10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основанию, указанному в подп. «а» п. 2 ч. 2 данной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу п.п. 2, 4 ч.2 ст.20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований приведенной нормы в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля относится к грубым нарушениям установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Исходя из положений приведенных выше норм, проверка проводится в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченного на ее проведение, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя такого органа. Проведение внеплановой проверки по основанию, указанному в п. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, требует ее согласования с органами прокуратуры.

Вместе с тем материалы дела позволяют сделать вывод о том, что мероприятие, которое проводилось в рассматриваемом случае, признакам проверки не отвечает.

Из материалов дела усматривается, что в Управление *** Министерства *** поступило письменное обращение начальника ГБУ ***ФИО2 содержащее просьбу организовать выезд 9 ноября 2017 года госветинспекторов для работы на рынке в (адрес), указывая на то, что предприниматели ИП ФИО7, ИП ФИО8, КФХ ФИО3 реализуют продукцию, не представляя документы для проверки подтверждения безопасности (л.д.25).

8 ноября 2017 года заместителем министра *** издан приказ -к, которым *** Министерства ***ФИО4 и *** Министерства *** Овсянников В.А. командированы в (адрес) сроком на один день, 9 ноября 2017 года, для проведения контрольно-надзорных мероприятий по местам несанкционированной торговли.

В рамках выполнения данного приказа *** Министерства *** Овсянниковым В.А. 9 ноября 2017 года проведено обследование территории рынка (адрес) с целью проведения контрольно-надзорного мероприятия и установление субъектов, осуществляющих торговую деятельность в указанных местах. Установлено, что на территории сельскохозяйственного рынка (адрес), КФХ ФИО3 осуществляет реализацию продукции животного происхождения (сало, рулет свиной, тушенка свиная консервированная, холодец свиной) без маркировки изготовителя с указанием сроков годности и даты выработки, а также без документов, подтверждающих качество и безопасность.

9 ноября 2017 года Овсянниковым В.А. в отношении ИП главы КФХ ФИО3 вынесно определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, и проведении административного расследования. В ходе административного расследования с 9 ноября 2017 года по 7 декабря 2017 года Овсянниковым В.А. направлены запросы в ГБУ «***», ИП ФИО3 По окончании административного расследования в отношении ИП главы КФХ ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.10.8 КоАП РФ.

Возбуждая производство по настоящему делу об административном правонарушении, прокурор Саракташского района Оренбургской области исходил из того, что при организации данного мероприятия в нарушение требований ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ *** Министерства *** Овсянниковым В.А. в установленном порядке не получено согласование прокуратуры, а также в отсутствии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 названного Федерального закона является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок.

С данными выводами согласились судебные инстанции, признавая *** Министерства *** Овсянникова В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Вместе с тем эти выводы правильными признать нельзя.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что *** Министерства *** Овсянниковым В.А. была организована не проверка, как мероприятие по контролю, признаки которого перечислены в п. 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, а обследование территории с целью определения юридического лица или индивидуального предпринимателя, допустившего нарушения требований ст. 15, ст. 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии».

Внеплановая проверка в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которой применимы положения ч. 5 ст.10 Закона N 294-ФЗ, начальником *** Министерства *** не назначалась. Распоряжение или приказ о проведении проверки в соответствии со ст. 14 названного Федерального закона не выносились, акт в соответствии со ст. 16 названного Федерального закона не составлялся.

Таким образом, обследование, которое проводилось на предмет определения хозяйствующего субъекта, допустившего нарушение требований законодательства о ветеринарии, внеплановой выездной проверкой не является, под понятие проверки в том смысле, который ему придает Закон N 294-ФЗ, не подпадает. Согласования с органами прокуратуры обследования, которое осуществлялось *** Министерства *** Овсянниковым В.А., не требовалось.

Вывод судебных инстанций о нарушении *** Министерства *** Овсянниковым В.А. требований законодательства о государственном контроле (надзоре), предусмотренных ч.5 ст.10 Закона N 294-ФЗ, и о наличии в деянии указанного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, является необоснованным.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, принимается решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 7 июня 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27 августа 2018 года, вынесенные в отношении *** Министерства *** Овсянникова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу Овсянникова В.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Оренбурга от 7 июня 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении *** Министерства *** Овсянникова В.В. отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев