м.с. Богомолова Л.А.
с. Рутынина Т.Н.
44а-771
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Пермь 09 октября 2013 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев жалобу директора муниципального автономного образовательного учреждения «***» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №107 Ординского муниципального района Пермского края от 24 июля 2013 года и решение судьи Ординского районного суда Пермского края от 22 августа 2013 года, вынесенные в отношении муниципального автономного образовательного учреждения «***» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 107 Ординского муниципального района Пермского края от 24 июля 2013 года муниципальное автономное образовательное учреждение «***» (далее по тексту - МАОУ «***», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей (л.д. 39-40).
Решением судьи Ординского районного суда Пермского края от 22 августа 2013 года постановление мирового судьи судебного участка №107 Ординского муниципального района Пермского края от 24 июля 2013 года оставлено без изменения, жалоба МАОУ «***» - без удовлетворения (л.д. 84-87).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 13.09.2013 года, поставлен вопрос об отмене принятых судебных решений. Заявитель указывает, что у МАОУ «***» не имеется средств, предназначенных для выполнения мероприятий в области гражданской обороны, кроме того содержание материальных запасов учреждениями образования действующим законодательством не предусмотрено.
На жалобу МАОУ «***» в Пермский краевой суд 09.10.2013 года поступили возражения Прокуратуры Ординского района Пермского края, в которых заявлено об отказе в удовлетворении жалобы МАОУ «***» и оставлении без изменений постановление мирового судьи судебного участка №107 Ординского муниципального района Пермского края от 24 июля 2013 года и решение судьи Ординского районного суда Пермского края от 22 августа 2013 года.
Дело об административном правонарушении истребовано 17 сентября 2013 года и поступило в Пермский краевой суд 23 сентября 2013 года.
Изучив дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка №107 Ординского муниципального района Пермского края от 24 июля 2013 года и решение Ординского районного суда Пермского края от 22 августа 2013 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица -МАОУ «***» указанные требования закона судом 1 и 2 инстанции не были соблюдены, поскольку не все необходимые доказательства были проверены и оценены.
Из материалов дела следует, что 08.07.2013 года инспектором ОНД по Ординскому району 24 ОПД УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена выездная плановая проверка соблюдения требований в области гражданской обороны юридическим лицом Муниципальным автономным образовательным учреждением «***», в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального Закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» на объектах юридического лица, а именно: члены штаба ГО С., К., С1., Б., О., К1., М., Н. не прошли обучение в области гражданской обороны; не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских, средств индивидуальной защиты и иных средств. За данные нарушения учреждение привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая МАОУ «***» к административной ответственности мировой судья исходил из того, что учреждение является юридическим лицом, которым разработан план гражданской обороны, принято Положение об организации и ведении гражданской обороны в МАОУ «***», директор несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне, в соответствии с информацией главы Ординского муниципального района в военное время учреждение продолжает работать, в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28 - ФЗ «О гражданской обороне» МАОУ «***» обязано организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, создавать и содержать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Оставляя постановление мирового судьи без изменения, а жалобу юридического лица без удовлетворения судья районного суда признал выводы мирового судьи о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильными.
Вместе с тем, мировой судья и судья районного суда не учли, что установленные ими обстоятельства не являются достаточными основаниями, по которым учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации за невыполнение обязанностей по решению задач в области гражданской обороны. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у учреждения имеется мобилизационное здание на военное время, отсутствует информация о расположении МАОУ «***» в непосредственной близи от потенциально опасного объекта и нахождении учреждения в возможной зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно Уставу МАОУ «***» школа является муниципальным гражданским светским некоммерческим общеобразовательным учреждением. Учредителем Учреждения является муниципальное образование Ординский муниципальный район. Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования Ординский муниципальный район осуществляет администрация Ординского муниципального района, отдельные полномочия и функции учредителя по ее поручению осуществляет управление образования администрации Ординского муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из бюджета Пермского края и Ординского муниципального района.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, средств индивидуальной защиты и иных средств относится к вопросам местного значения городского округа.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пунктам 5, 6, 9 указанного положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы.
Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 (ред. от 19.04.2010) "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Пунктом 15 данного положения установлено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Из положений, содержащих в Федеральном законе от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" следует, что государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на три группы: автономные, бюджетные нового типа и казенные. Их финансирование обеспечивается на основе государственного задания через бюджетные ассигнования в виде субсидий для автономных и бюджетных учреждений и в виде бюджетной системы - для казенных.
Постановлением Главы Ординского муниципального района от 07.04.2009 № 158 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Ординском муниципальном районе" установлено, что администрация Ординского муниципального района и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Вместе с тем, мировой судья и судья районного суда, привлекая МАОУ «***» к административной ответственности за отсутствие запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, средств индивидуальной защиты и иных средств, не учли, что в соответствии с приведенными нормами права полномочия в области гражданской обороны в отношении МАОУ «***» возложены на органы местного самоуправления, в то время как материалы дела не содержат доказательств передачи администрацией Ординского муниципального района либо управлением образования администрации Ординского муниципального района в целях решения задач в области гражданской обороны в адрес учреждения материально-технических, продовольственных, медицинских, средств индивидуальной защиты и иных средств либо выделения на них субвенций и субсидий.
Кроме того, привлекая МАОУ «***» к административной ответственности по ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непрохождение работниками учреждения обучения в области гражданской обороны, мировой судья и судья районного суда не учли, что положения данной нормы закона предусматривают административную ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Административная ответственность за непрохождение обучения в области гражданской обороны и отсутствия запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотрена ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Анализ приведенных норм применительно к фактическим обстоятельствам дела, изложенным в протоколе об административном правонарушении и установленным мировым судьей в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о том, что МАОУ «***» правонарушение в области гражданской обороны по ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации не совершало.
При этом переквалификация действий учреждения на ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможна, поскольку санкция данной нормы предусматривает более тяжкое наказание, а при рассмотрении дела судом надзорной инстанции ухудшение положение лица, привлекаемого к административной ответственности недопустимо.
В соответствии с положениями ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку, доказательств, которые бы бесспорно и объективно свидетельствовали о совершении учреждением вмененного ему правонарушения, в материалах дела не имеется, имеющаяся в настоящем деле совокупность доказательств для признания учреждения виновным по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ недостаточна, судебные постановления подлежат отмене, производство по делу - прекращению, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены постановления.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу директора муниципального автономного образовательного учреждения «***» ФИО1, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №107 Ординского муниципального района Пермского края от 24 июля 2013 года и решение судьи Ординского районного суда Пермского края от 22 августа 2013 года, вынесенные в отношении муниципального автономного образовательного учреждения «***» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Производство по делу прекратить.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда Сурков П.Н.