ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-776/2016 от 05.07.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-776\2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 05 июля 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №72 судебного района г. Отрадного Самарской области от 25.02.2016 г. и решение Отрадненского городского суда Самарской области от 30.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №72 судебного района г. Отрадного Самарской области от 25.02.2016 г. должностное лицо - руководитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 7 000 рублей.

Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 30.03.2016 г. постановление мирового судьи от 25.02.2016 г. изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 5 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В надзорной жалобе руководитель ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2, указывая, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по административному делу прекратить.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Согласно ч. 1 ст.9 указанного Федерального закона обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст.10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

В соответствии с ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.

Из административного материала следует, что в рамках проверки исполнения Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ТО Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном, руководителем которого является ФИО2, поступило заявление гражданки ФИО1 по вопросу некачественного оказания услуг ООО «С» по водоотведению в связи с чем, канализационные колодцы переполнены, неприятные запахи от канализации распространяются в том числе в подъездах <адрес>, то есть ООО «С» нарушается санитарно-эпидемиологическое законодательство, а также нарушаются права жильцов на благоприятную окружающую среду проживания, ДД.ММ.ГГГГ, применив положения ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение ФИО1 для рассмотрения по существу направлено руководителю Государственной жилищной инспекции по Самарской области по подведомственности, самостоятельно проверка ТО Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном по указанному обращению не проводилась, допущено нарушение требований ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

По факту выявленного правонарушения прокурором Кинель-Черкасского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что руководителем ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.5.59 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); копия заявления гражданки ФИО1 в ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном по факту некачественного оказания услуг ООО «С» по водоотведению и ненадлежащего содержания канализации около <адрес>, чем нарушается санитарно-эпидемиологическое законодательство и права жильцов на благоприятную окружающую среду проживания (л.д.20); ответ руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о направлении обращения ФИО1 по подведомственности для рассмотрения и принятия мер в пределах полномочий в Государственную жилищную инспекцию по Самарской области (л.д.22); ответ администрации <адрес> о нахождении многоквартирного <адрес> на непосредственном способе самоуправления, что коммунальные услуги населению <адрес> по водоснабжению и водоотведению с мая 2015 г. предоставляет ООО «С» (л.д.23); ответ руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о перенаправлении обращения ФИО1 по подведомственности, так как вопросы технической эксплуатации жилого фонда относятся к компетенции Государственной жилищной инспекции по Самарской области (л.д.25); копия письма от ДД.ММ.ГГГГ от жителей <адрес>, в лице старшей <адрес>ФИО1, об обжаловании ответа ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области (л.д.16), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы о том, что в действиях руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, так как вопрос водоотведения и содержания канализационных колодцев <адрес> не является предметом рассмотрения Роспотребнадзора и обращение ФИО1 подлежало направлению в Государственную жилищную инспекцию по Самарской области, были исследованы предыдущими судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании ФИО2 норм права. Согласно материалам дела, ООО «С» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению жильцам указанного дома, канализация является централизованной. ООО «С» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией с.<адрес> арендует инженерные сети (самотечная канализация протяженностью 8700 м) для содержания по целевому назначению и предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению <адрес> (водоотведение), а также на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «С» арендует инженерные сети (напорная канализация протяженностью 6970 км), обслуживает инженерные сети канализации, в том числе канализационные колодцы, на постоянной основе проводит осмотры канализационных колодцев по своей канализационной сети, проверяет и при наличии принимает меры по устранению засоров и застоев на обслуживаемых участках.

В заявлении гражданки ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ имеется довод о возможном нарушении ООО «С» требований санитарно-эпидемиологического законодательства при обслуживании канализационных колодцев и сети канализации с просьбой проведения ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном проверки и принятия мер.

Согласно п.5.9, п.5.12 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В силу п.2.1 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. №150, в ведении жилищной инспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда, определением состава, использованием и содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включая системы отопления, электро-, водо-, газоснабжения, водоотведения, вентиляции, дымоходов и др. Государственная жилищная инспекция Самарской области не наделена полномочиями надзора за содержанием наружной системы водоотведения, не относящейся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.ч. 1,3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Таким образом, в силу приведенных положений закона ФИО2, являясь должностным лицом - руководителем Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном, наделенного полномочиями по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц по выполнению требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и принятия по ним решения, то есть на который возложено осуществление публично значимых функций, рассматривая поступившее ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1, содержащее доводы о нарушении ООО «С» требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обслуживании канализационных колодцев и сети канализации около <адрес>, направила ДД.ММ.ГГГГ обращение для рассмотрения по существу руководителю Государственной жилищной инспекции по Самарской области по подведомственности без проведения проверки, чем допустила нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, нарушила требования ч.ч.1,3 ст.10 указанного Федерального закона, и совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, определен верно.

Имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемых судебных решениях вывод о совершении руководителем ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в судебных решениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 25.02.2016 г. судьей Отрадненского городского суда Самарской области дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 30.03.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о наличии смягчающих обстоятельств, позволяющих изменить постановление мирового судьи со снижением размера штрафа, назначенного руководителю ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных решений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №72 судебного района г. Отрадного Самарской области от 25.02.2016 г. и решение Отрадненского городского суда Самарской области от 30.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в отношении руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 оставить без изменения, надзорную жалобу руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном ФИО2 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Кудинов В.В.