4а-78
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 марта 2019 г. город Архангельск
Заместитель председателя Архангельского областного суда Старопопов А.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Ипатова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского судебного района города Архангельска от 7 ноября 2018 г., решение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 25 декабря 2018 г., вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского судебного района города Архангельска от 7 ноября 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 25 декабря 2018 г., начальник федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Северное УГМС») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе защитник ФИО1 – Ипатов А.В. просит вынесенные судебные постановления отменить, считая их незаконными.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как усматривается из материалов дела, Архангельским межрайонным природоохранным прокурором 20 августа 2018 г. в адрес начальника ФГБУ «Северное УГМС» ФИО1 вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, которое было получено 24 августа 2018 г.
В представлении прокурор указывал на необходимость безотлагательного рассмотрения представления, принятия конкретных мер по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в том числе на:
- выполнение всех необходимых мероприятий для разработки проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на источники загрязнения атмосферного воздуха;
- усиление контроля и организации работы в сфере закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- организацию наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86;
- вынесение на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и урегулированию конфликта интересов вопрос о возможности владения акциями заместителем начальника Управления - начальником филиала ФГБУ «Северное УГМС» К. О.Г., закрепление конкретного должностного лица, ответственного за направление сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Также прокурором поручено рассмотреть вопрос о реализации права работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона.
Кроме того, в данном представлении сообщено о необходимости уведомления прокурора о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона письменно в установленный законом месячный срок.
Письмом, подписанным начальником ФГБУ «Северное УГМС» ФИО1, от 20 сентября 2018 г. Архангельская межрайонная прокуратура была уведомлена о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона.
При этом требования прокурора, изложенные в абзацах 4, 5 пункта 2 представления, в части организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, а также в части организации работы по противодействию коррупции в указанный срок выполнены не были.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность постановления мирового судьи, судья районного суда пришел к аналогичным выводам о том, что невыполнение указанных требований представления прокурора является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела в части несоблюдения требований по организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха подтверждены исследованными судом доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 октября 2018 г.; копией представления об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства о противодействии коррупции от 20 августа 2018 г.; копией письма ФГБУ «Северной УГМС» от 20 сентября 2018 г., где содержится информация о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, иными доказательствами по делу, которым дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы защитника о незаконности требований представления прокурора в части организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86, судьями дана надлежащая оценка.
Мнение защитника об отсутствии оснований для исполнения ФГБУ «Северное УГМС» требований пункта 3.6 ГОСТ 17.2.3.01-86, ошибочно, основано на неправильном толковании действующих норм.
ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» является государственным стандартом, который установлен органом государственной власти, обладает всеми признаками нормативного акта, соблюдение содержащихся в нем требований является обязательным.
Этот стандарт распространяется на правила контроля качества воздуха селитебных территорий существующих и вновь строящихся населенных пунктов, но он не распространяется на правила контроля качества воздуха территорий промышленных предприятий (преамбула ГОСТа 17.2.3.01-86).
По смыслу ГОСТа 17.2.3.01-86, закрепляющего правила контроля (мониторинга) качества воздуха населенных пунктов, его требований в полной мере распространяются на деятельность ФГБУ «Северной УГМС», осуществляющего мониторинг, в том числе атмосферного воздуха, его загрязнением, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях начальника ФГБУ «Северное УГМС» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является правильным.
Вместе с тем представление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора от 20 августа 2018 г. в числе прочих содержит требование о вынесении на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов) вопроса о возможности владения акциями заместителем начальника Управления - начальником филиала ФГБУ «Северное УГМС» К. О.Г. (абзац 5 части 2 представления).
В соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и работниками, замещающими эти должности, утверждённом приказом Росгидромета от 26 апреля 2016 № 189 (далее – Положение), определяется, в том числе порядок осуществления проверки соблюдения работниками в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу пункта 5 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
При этом на основании пункта 4 Положения проверка осуществляется: кадровой службой Росгидромета по решению руководителя Росгидромета в отношении граждан и работников, для которых работодателем является руководитель Росгидромета; кадровой службой и (или) должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственной организации (далее - кадровая служба подведомственной организации) по решению руководителя подведомственной организации - в отношении граждан и работников, для которых работодателем является руководитель подведомственной организации.
Начальник ФГБУ «Северное УГМС» ФИО1, рассмотрев представление прокуратуры в части вопроса о возможности владения акциями заместителем начальника Управления - начальником филиала ФГБУ «Северное УГМС» ФИО2, пришел к выводу, что сведений, свидетельствующих о наличии личной заинтересованности при реализации К. О.Г. своих полномочий, не имеется.
Исходя из этого, в ответе от 20 сентября 2018 г. на представление прокуратуры было сообщено, что данный вопрос был рассмотрен и оснований для вынесения его на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, не имеется.
Не усмотрев оснований для проведения проверки и передаче вопроса о возможности владения акциями заместителем начальника Управления - начальником филиала ФГБУ «Северное УГМС» К. О.Г. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов начальник ФГБУ «Северное УГМС» ФИО1 на основании вышеуказанного Положения действовал в рамках своих полномочий.
Таким образом, должностным лицом требование представления прокурора о вынесении на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов вопроса о возможности владения акциями заместителем начальника Управления - начальником филиала ФГБУ «Северное УГМС» К. О.Г., было рассмотрено и в установленный в представлении срок на него был дан ответ.
Исходя из установленных обстоятельств, невыполнение указанного требования представления прокурора необоснованно вменено начальнику ФГБУ «Северное УГМС» ФИО1 при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского судебного района города Архангельска от 7 ноября 2018 г., решение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 25 декабря 2018 г., подлежат изменению путем исключения из них указания на невыполнение требования представления Архангельского межрайонного природоохранного прокурора от 20 августа 2018 года о вынесении на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов вопроса о возможности владения акциями заместителем начальника Управления - начальником филиала ФГБУ «Северное УГМС» К. О.Г.
Внесение данных изменений не влечет снижение наказания, назначенного ФИО1 в минимальном размере санкции ст. 17.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского судебного района города Архангельска от 7 ноября 2018 г., решение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 25 декабря 2018 г., вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, изменить, исключив из них указание на невыполнение требования представления Архангельского межрайонного природоохранного прокурора от 20 августа 2018 года о вынесении на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов вопроса о возможности владения акциями заместителем начальника Управления - начальником филиала ФГБУ «Северное УГМС» К. О.Г.
В остальной части названные судебные постановления оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Ипатова А. В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.В. Старопопов