СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск Дело № 4А-780/2016 12 декабря 2016 г.
Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян, рассмотрев жалобу ФИО1, действующего на основании доверенности в качестве защитника общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» на постановление заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 18 декабря 2015 года, решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2016 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июня 2016 года, вынесенные в отношении юридического лица ? общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 18 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2016 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июня 2016 года, юридическое лицо ? общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенными в отношении общества постановлением и решениями по делу, его защитник обратился с жалобой на вступившее в законную силу постановление в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В своей жалобе просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить.
Проверка материалов дела об административном правонарушении, в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу постановления и решений.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет назначение административного наказания.
Порядок обращения с отходами установлен, в том числе Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу части 7 статьи 12 названного закона, размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» в период в 01 августа 2014 года по 11 ноября 2015 года осуществляло размещение отходов на полигоне твердых бытовых отходов Сосновского ЛПУ МГ, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение экологических требований, а также виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем имеются основания для признания данного административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу закона, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Положения части 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» о необходимости внесения объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов закреплены в первоначальной редакции названного закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» установлено, что организация и ведение государственного реестра объектов размещения отходов возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы.
Вместе с тем, порядок ведения соответствующего реестра утвержден приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, который вступил в законную силу 01 августа 2014 года.
До вступления в законную силу соответствующего Порядка, Центральным аппаратом Росприроднадзора и его территориальными органами велась информационная база, предназначенная для централизованного формирования государственного реестра объектов размещения отходов. В качестве источника информации для внесения объектов размещения отходов в базу использовался образец 2.15 «Характеристика объекта размещения отходов», заполняемый юридическими лицами в составе проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представляемых в территориальные органы Росприроднадзора, и/или информация, в инициативном порядке представляемая юридическими лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 07 марта 2012 года, по инициативе общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск», в Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре был представлен ряд документов, в том числе характеристика объекта размещения отходов с результатами экологического мониторинга за состоянием подземных вод, почвы и атмосферного воздуха на полигон твердых бытовых отходов Сосновского ЛПУ МГ (л.д.21 том 1), на основании которых соответствующий объект размещения отходов был внесен в информационную базу с присвоением регистрационного номера, о чем юридическому лицу было сообщено информационным письмом Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 30 августа 2012 года (л.д.72 том 2).
Кроме того, рассматриваемый объект размещения отходов был зарегистрирован в региональном реестре объектов размещения отходов, в порядке, установленном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 ноября 2007 года № 294-п «О Порядке ведения регионального кадастра отходов» (л.д. 22 том 1).
Следовательно, до вступления в законную силу нормативно-правового акта, регламентирующего порядок регистрации объектов размещения отходов в государственном реестре соответствующих объектов, обществом предпринимались достаточные меры для соблюдения экологических требований в области обращения с отходами на конкретном объекте размещения.
Для регистрации полигона твердых бытовых отходов Сосновского ЛПУ МГ в государственном реестре объектов размещения отходов, в порядке, установленном приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, общество обращалось в Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре дважды? 04 августа 2014 года, то есть в первый рабочий день после вступления соответствующего нормативно-правового акта в законную силу и 10 марта 2015 года, оформив необходимые документы надлежащим образом (л.д.39 том 2).
Из анализа пунктов 19, 20 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, следует, что срок прохождения процедуры по включению объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов исчисляется с даты поступления от юридического лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, и не должен превышать пятнадцати дней с даты регистрации в Росприроднадзоре информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, письмо о направлении рассматриваемого объекта размещения отходов на постановку в государственном реестре объектов размещения отходов было направлено Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре 20 марта 2015 года.
Однако решение о включении полигона твердых бытовых отходов Сосновского ЛПУ МГ в государственный реестр объектов размещения отходов было принято 12 ноября 2015 года (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 905), то есть спустя восемь месяцев с даты поступления документов от юридического лица (л.д.16).
Протокол об административном правонарушении в отношении общества был составлен 04 декабря 2015 года на основании служебной записки заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 11 ноября 2015 года, то есть на момент, когда допущенное нарушение было устранено.
Изложенные обстоятельства, оцененные в их взаимосвязи, свидетельствуют о том, что размещение обществом отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, в рассматриваемом случае не повлекло за собой каких-либо негативных последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» деяние, формально образующее состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не несет в себе существенную угрозу правоотношениям в области охраны окружающей среды, и не может свидетельствовать о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права и своим обязанностям.
Таким образом, противоправные действия общества не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия степени общественной опасности.
Объявление обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» устного замечания являлось необходимым и достаточным для него негативным последствием.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 18 декабря 2015 года, решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2016 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июня 2016 года, вынесенные в отношении юридического лица ? общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении ? прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу ФИО1, действующего на основании доверенности в качестве защитника общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» ? удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 18 декабря 2015 года, решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2016 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июня 2016 года, вынесенные в отношении юридического лица ? общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ? отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Заместитель председателя
суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.Л. Полуян