ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-788/2013 от 17.12.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Дело № 4а–788/2013

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 17 декабря 2013 года

Заместитель председателя Иркутского областного суда Корнюшина Л.Г., рассмотрев жалобу главы Администрации МО "Б" А. на постановление мирового судьи судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области от 13 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО "Б",

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением мирового судьи судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области Агакишиевой Е.В. от 13 марта 2013 года Администрация МО "Б" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В надзорной жалобе, поданной в Иркутский областной суд, законный представитель юридического лица А. просит об отмене постановления мирового судьи, поскольку отсутствуют основания для привлечения Администрации к ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает необоснованной ссылку суда на нарушение Администрацией Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», поскольку судом не установлено, относится ли территория  МО "Б" к числу специальных территорий, указанных в данном нормативном акте. Указывает на отсутствие в перечне территорий <...>, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном Распоряжением Правительства <...> от 11 марта 2013 года № 91-рп, указания на территорию  МО "Б". Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив с учетом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором <...> по пожарному надзору Б. 22 февраля 2013 года был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в соответствии с распоряжением от 11 февраля 2013 года главного государственного инспектора <...> по пожарному надзору 14 февраля 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении казенного учреждения Администрации МО "Б", расположенного по адресу: <...>, по надзору в области гражданской обороны. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:

1.                Не проводится обучение населения в области гражданской обороны

- п. 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

- п.п. 2, 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

2. Отсутствуют средства индивидуальной защиты (противогазы и мед. средства) (Приказ МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. № 993. Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. № 738).

Мировой судья судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области счел данные нарушения установленными и доказанными и квалифицировал деяние, совершенное Администрацией МО "Б", по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С данными выводами мирового судьи нельзя согласиться.

Диспозиция части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве объективной стороны правонарушения невыполнение его субъектом мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Судом установлено, что Администрацией МО "Б" не проводится обучение населения в области гражданской обороны, чем нарушены требования пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и пунктов 2 и 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

Между тем, пункт 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации устанавливает порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны. Этот порядок определяется:

в федеральном органе исполнительной власти - положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в субъекте Российской Федерации - положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;

в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

Пункты 2 и 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны устанавливают следующие требования:

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

4. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников;

б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в примерном положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.

Однако, должностным лицом ГПН не установлено и суду не представлено сведений о том, что конкретным должностным лицом Администрации МО "Б" не утвержден порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством по чрезвычайным ситуациям, а также о том, что в  МО "Б" не создано структурное подразделение либо не назначен работник по гражданской обороне. Судом данные обстоятельства также не проверялись.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 8 названного Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В силу пункта 10 данного Положения одним из основных мероприятий по гражданской обороне является накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

Согласно пункту 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 г. № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение № 993), определяющее организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно пункту 4 Положения № 993 органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.

В силу пункта 6 Положения N 993 обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

Пунктом 7 Положения № 993 установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

Согласно пункту 8 Положения № 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6, 7 названного Положения.

На основании пункта 9 Положения N 993 для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

В силу пункта 21 Положения № 993 органы местного самоуправления определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.

Таким образом, необходимость накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты и медицинских средств указанными выше нормами ставится в зависимость от территории, на которой расположены соответствующие органы власти.

Распоряжением Правительства <...> от 11 марта 2013 года № 91-рп установлен перечень территорий <...>, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Между тем, в материалах дела отсутствуют достаточные сведения о том, что территория, на которой расположено учреждение Администрации МО "Б", относится к территориям, отнесенным к какой-либо группе по гражданской обороне либо группе риска.

Также судьей не установлено, работники каких именно муниципальных предприятий и учреждений, созданных муниципальным образованием, не обеспечены средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами.

Учитывая изложенное, вывод мирового судьи судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области о наличии в действиях Администрации МО "Б" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует считать преждевременным, основанным на неполно установленных фактических обстоятельствах.

Невыполнение мировым судьей судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления о назначении административного наказания.

Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения Администрации МО "Б" к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области.

Жалоба главы Администрации МО "Б" А. подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л А:

постановление мирового судьи судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области от 13 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО "Б" отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 58 Заларинского района Иркутской области.

Жалобу главы Администрации МО "Б" А. удовлетворить частично.

Заместитель председателя суда Л.Г. Корнюшина