ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-790/19 от 02.10.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 4а-790/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Барнаул 2 октября 2019 года

Заместитель председателя Алтайского краевого суда Смолина О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 16 июля 2019 года, решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 20 мая 2019 года по жалобе ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО2 от 28 ноября 2018 года, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, начальник муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска»,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 13 ноября 2018 года, составленному заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО3, и иным материалам дела ФИО1, являясь начальником муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» (далее – МКУ «Управление ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска»), расположенного по адресу: <...>, допустила невыполнение представления руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО4 от 27 июня 2018 года № 17-84-25/6811, направленного по результатам плановой выездной проверки использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за период с 1 января по 31 декабря 2017 года, врученного 6 июля 2018 года, согласно которому необходимо было в срок не позднее 1 августа 2018 года рассмотреть информацию о нарушениях, выразившихся в изменении существенных условий муниципальных контрактов об объеме работ с отклонением более чем на 10 % по отдельным видам работ (по муниципальному контракту от 17 июля 2017 года № Ф.2017.282952 уменьшение отдельных видов работ на общую сумму 7018269 рублей 99 копеек, увеличение – на 4486450 рублей 93 копейки; по муниципальному контракту от 18 июля 2017 года № Ф.2017.282958 уменьшение отдельных видов работ на общую сумму 17528922 рубля 74 копейки, увеличение – на 8448950 рублей 12 копеек), размещении с нарушением установленного срока на 109 календарных дней актов о приемке выполненных работ об исполнении муниципального контракта от 18 июля 2017 года № Ф.2017.282958 в единой информационной системе в сфере закупок, принять меры по устранению причин и условий их совершения, о результатах исполнения проинформировать Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю не позднее 10 дней с даты исполнения представления.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 28 января 2019 года постановление отменено, дело направлено на рассмотрение в Бийский городской суд Алтайского края.

Решением судьи Алтайского краевого суда от 26 марта 2019 года решение судьи городского суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Бийский городской суд Алтайского края.

Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 20 мая 2019 года постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Решением судьи Алтайского краевого суда от 16 июля 2019 года постановление должностного лица, решение судьи городского суда оставлены без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица, решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 20 мая 2019 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 16 июля 2019 года, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что представления должностных лиц Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю не обязательны для исполнения; вышеназванное представление нельзя признать законным, поскольку в нем не указаны конкретные действия, подлежащие выполнению учреждением, акты о приемке выполненных работ были размещены в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением срока в связи с функциональными ограничениями самой системы, существенные условия муниципальных контрактов не изменялись, отклонение в сторону увеличения и уменьшения от объема отдельных видов работ не превысило 10 %, было предусмотрено в пределах сметной стоимости, а потому действующему законодательству не противоречит, выполнение работ осуществлено без превышения лимитов денежных средств; представление в установленный срок рассмотрено, о чем был дан соответствующий ответ; производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за те же действия (бездействие) в отношении нее было прекращено.

Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в момент направления представления, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с абзацем 2 подпункта «а» пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092 (далее – Правила), Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В силу пункта 68 Правил при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В этой связи довод жалобы о том, что представления должностных лиц Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю об устранении причин и условий нарушений бюджетного законодательства не обязательны для исполнения, ошибочен.

Между тем в вышеуказанном представлении в качестве нарушений указано на изменение существенных условий муниципальных контрактов об объеме работ с отклонением более чем на 10 % по отдельным видам работ, что противоречит статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 8 статьи 448, пункту 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ), а также размещение с нарушением установленного срока на 109 календарных дней актов о приемке выполненных работ об исполнении муниципального контракта от 18 июля 2017 года № Ф.2017.282958 в единой информационной системе в сфере закупок, что не соответствует частям 9-11 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, пунктам 3-12 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1093 (далее – Положение).

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ в редакции, действовавшей в момент исполнения вышеназванных контрактов, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Согласно части 9 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию, в том числе об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (часть 10 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ).

В силу части 11 той же статьи порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения, действовавшего в момент исполнения вышеназванных контрактов, отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня: а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта; б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком; в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу пункта 10 Положения отчет и документы в электронной форме, предусмотренные частью 10 статьи 94 Федерального закона, подлежат размещению в единой системе. Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю в адрес МКУ «Управление ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» направлено представление от 27 июня 2018 года № 17-84-25/6811, в соответствии с которым необходимо было в срок не позднее 1 августа 2018 года рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их совершения, о чем сообщить не позднее 10 дней с даты исполнения.

В ходе производства по делу ФИО1 оспаривала законность вышеуказанного представления, ссылаясь на то, что при заключении дополнительных соглашений отклонение в сторону увеличения и уменьшения от объема отдельных видов работ не превысило 10 %, было предусмотрено в пределах сметной стоимости, а потому действующему законодательству не противоречит, акты о приемке выполненных работ не были своевременно размещены в единой информационной системе в сфере закупок вследствие функциональных ограничений самой системы, препятствовавших прикреплению файлов необходимого размера.

Признавая эти доводы несостоятельными, должностное лицо исходило лишь из того, что представление в установленном порядке не обжаловано. Судьей городского суда обстоятельства внесения изменений в муниципальные контракты признаны не имеющими значения для дела. При этом ни должностным лицом, ни судьей городского суда не дана оценка доводам о соблюдении бюджетного законодательства при изменении условий муниципальных контрактов, а также об отсутствии вины учреждения в нарушении сроков размещения актов о приемке выполненных работ в единой информационной системе в сфере закупок.

Между тем административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает лишь в случае неисполнения законного представления органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В этой связи вопрос о законности представления руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю ФИО4 от 27 июня 2018 года № 17-84-25/6811 подлежал исследованию в рамках рассмотрения данного дела.

При этом следовало установить, допущены ли учреждением вышеуказанные нарушения бюджетного законодательства, имели ли место в этой связи соответствующие виновные действия (бездействие).

Таким образом, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность представления проверена не была. Копии акта проверки, по результатам которой направлено представление, а также материалов проверки, муниципальных контрактов, дополнительных соглашений в материалах настоящего дела, а также дела об административном правонарушении отсутствуют.

Допущенные нарушения судьей краевого суда оставлены без внимания, в связи с чем вывод о доказанности факта совершения ФИО1 вмененного правонарушения является преждевременным.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи краевого суда подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Алтайский краевой суд, в ходе которого судье следует учесть изложенное, проверить законность представления и вынести решение в соответствии с законом.

Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Алтайского краевого суда от 16 июля 2019 года отменить, дело возвратить в Алтайский краевой суд на новое рассмотрение.

Заместитель председателя

Алтайского краевого суда О.А. Смолина

Справка:

судья краевого суда Романютенко Н.В.