4а-791/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 31 июля 2017 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 - директора ГБОУ СОШ <адрес> на постановление мирового судьи судебного участка №124 Безенчукского судебного района г.Самары Самарской области от 13.03.2017 г. и решение Безенчукского районного суда Самарской области от 10.05.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ГБОУ СОШ <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №124 Безенчукского судебного района Самарской области от 13.03.2017 г. ГБОУ СОШ <адрес> признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 10.05.2017 г. постановление мирового судьи от 13.03.2017 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ФИО1 - директор ГБОУ СОШ <адрес> области просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить, указывая, что факт виновных действий юридического лица не установлен, поскольку возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность у ГБОУ СОШ <адрес> отсутствовала в связи с недостаточным финансированием, считает, что образовательное учреждение не является лицом, обязанным производить ремонтные работы текущего и капитального характера в зданиях школы, а также приобретать дополнительное оборудование.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с п.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Согласно ст.32 вышеуказанного Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ здания дошкольных образовательных организаций и детских организаций, относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Из содержания ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в результате проведенной в отношении ГБОУ СОШ с<адрес> в зданиях по адресу: <адрес>; <адрес><адрес> должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области в период с 27.01.2017 г. по 21.02.2017 г. проведены проверки, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, и 31.08.2016 г. директору ГБОУ СОШ с. Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области выдано предписание №122/1/1 об устранении в срок до 15.01.2017 г. выявленных нарушений противопожарного законодательства. В ходе проверки, проведенной 27.01.2017 г. по распоряжению начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 24.01.2017 г., должностными лицами зафиксировано и указано в акте проверки от 21.02.2017 г. невыполнение ГБОУ СОШ <адрес> в установленный срок п.п.1,2 предписания N 122/1/1, нарушение п.7 ст.83 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - на объектах не обеспечена подача светового и звукового сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещания с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. По результатам проверки 21.02.2017 г. государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области в отношении ГБОУ СОШ <адрес> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.
В подтверждение, что ГБОУ СОШ <адрес> совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол №29 от 21.02.2017 г. об административном правонарушении (л.д.5); акт проверки от 21.02.2017 г., составленный начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области, о выявлении в ходе проверки проведенной 27.01.2017 г. невыполнения ГБОУ СОШ <адрес> п.п.1,2 предписания №122/1/1 от 31.08.2016 г. (л.д.6-7); распоряжение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 24.01.2017 г. о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ГБОУ СОШ <адрес> с целью контроля выполнения предписания №122/1/1 от 31.08.2016 г. (л.д.9); предписание должностных лиц отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №122/1/1 от 31.08.2016г., которым ГБОУ СОШ <адрес> обязано в срок до 15.01.2017 г. устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности (л.д.8); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.20), договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными бюджетным учреждением муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» от 30.12.2011г. (л.д.21-25); акт приема-передачи от 30.12.2011 г. (л.д.28); дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными бюджетным учреждением муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» от 02.03.2015 г. (л.д. 29-30) – поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ГБОУ СОШ <адрес> в совершении данного административного правонарушения.
Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы надзорной жалобы о невозможности без целевого финансирования осуществить все необходимые мероприятия для приведения учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела не представлено каких-либо документов, содержащих доказательства, объективно препятствующих надлежащему выполнению требований органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объекте защиты, ГБОУ СОШ <адрес>.
Доказательств, однозначно подтверждающих, что в силу объективных причин юридическое лицо ГБОУ СОШ <адрес> не имело реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей и предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ГБОУ СОШ <адрес> действующих норм и правил, материалы дела не содержат.
Данных, подтверждающих, что предписание от 31.08.2016 N 122/1/1 обжаловалось юридическим лицом, либо ГБОУ СОШ <адрес> уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения требований предписания в указанный срок и обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы, недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.
Доводы о том, что образовательное учреждение не является лицом, обязанным производить ремонтные работы текущего и капитального характера в зданиях школы, а также приобретать дополнительное оборудование были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили правильную правовую оценку.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом.
Согласно Договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными бюджетным учреждением муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» от 30.12.2011г., здания, занимаемые ГБОУ СОШ <адрес>, закреплены за ним на праве оперативного управления, названное учреждение является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку владение и пользование этим имуществом предполагает соблюдение юридическим лицом установленных законодательством требований пожарной безопасности при его использовании.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность.
При таких обстоятельствах действия ГБОУ СОШ с<адрес> правильно квалифицированы по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГБОУ СОШ с. Ольгино муниципального района Безенчукский Самарской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Доводы надзорной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судей нижестоящих судов, и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях.
Законность и обоснованность вынесенного 13.03.2017 г. мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 10.05.2017 г. дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи, доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Все нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в предписании от 31.08.2016 года, представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях и помещениях ГБОУ СОШ <адрес>, могут повлечь тяжкие последствия вследствие возможного возникновения пожара и за данные нарушения наступает административная ответственность, поскольку они подлежат обязательному устранению.
Наказание ГБОУ СОШ <адрес> назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, данных о юридическом лице, являющемся бюджетной организацией, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, в пределах санкции ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №124 Безенчукского судебного района г.Самары Самарской области от 13.03.2017 г. и решение Безенчукского районного суда Самарской области от 10.05.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ГБОУ СОШ <адрес> оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО1 - директора ГБОУ СОШ <адрес> оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Кудинов В.В.