ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-797/18 от 27.12.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-797/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 декабря 2018 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 10 Советского района г. Орска Оренбургской области от 10 сентября 2018 года и решение судьи Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 24 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** общества с ограниченной ответственностью *** ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Советского района г. Орска Оренбургской области от 10 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 24 октября 2018 года, *** общества с ограниченной ответственностью *** (далее – ООО ***, общество, управляющая компания) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание с учетом положений ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности).

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании названной выше нормы КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что обществом, *** которого является ФИО1, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом , расположенным по (адрес), не обеспечен ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме на отопительный период 2017 – 2018 года, что нарушает положения ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), п. 65 и п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 2 - 4), распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки (л.д. 15 - 16), актом проверки юридического лица (л.д. 8 - 10), предписанием об устранении нарушений лицензионных требований (л.д. 11), обращением собственников дома по вопросу начисления платы за коммунальную услугу – отопление за отопительный период 2017-2018 года и мотивированным представлением о назначении внеплановой документарной проверки (л.д. 21 – 22), копиями посуточных ведомостей учета параметров теплопотребления по названному многоквартирному дому (л.д. 24 - 30), копией технического паспорта на жилой дом (л.д. 31), актами повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д. 38, 39) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия *** общества ФИО1 квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и жилищного законодательства.

Утверждение заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения со ссылкой на то, что размер платы за содержание жилого помещения не включает стоимость обслуживания общедомового прибора учета тепловой энергии, поэтому у общества отсутствовали средства для оплаты стоимости поверки прибора учета, основано на ошибочном толковании норм закона и является несостоятельным.

В соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

Согласно п. 58 и п. 73 указанных Правил, перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей. Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, предусмотрено, что готовность потребителей тепловой энергии к отопительному периоду определяется, в том числе, наличием и работоспособностью приборов учета.

Из материалов дела следует, что ООО *** имеет лицензию от 29 июня 2016 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Оренбургской области.

Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: (адрес). В реестр лицензии внесены сведения об адресе данного многоквартирного дома.

Названный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии марки КМ5-2, введенным в эксплуатацию с 13 ноября 2014 года. Срок поверки прибора истек в мае 2017 года, однако только в июне 2018 года управляющая компания направила общедомовой прибор учета тепловой энергии на поверку (счет за поверку оплачен 21 июня 2018 года, платежное поручение ).

В связи с указанными обстоятельствами в период отопительного сезона 2017-2018 года общедомовой прибор учета тепловой энергии не был принят к коммерческому учету, поскольку не был допущен к этому отопительному сезону (акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии на отопительный период 2017-2018 года не представлен). Следовательно, показания общедомового прибора учета тепловой энергии в период отсутствия допуска к коммерческому учету не могут приниматься для определения объемов потребленной тепловой энергии.

Исходя из ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подп. «к» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Следовательно, содержание общедомового имущества, в состав которого входят общедомовые приборы учета, включает в себя поверку этих приборов, в связи с чем плата за обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Перечисленные в ст. 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

При таких обстоятельствах не обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии является не исполнением одной из обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

ФИО1, являющийся *** общества, допустившего нарушение приведенных выше норм в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с учетом положений ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 10 Советского района г. Орска Оренбургской области от 10 сентября 2018 года и решение судьи Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 24 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении *** ООО *** ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев