Мировой судья – Корякин М.В. 44а-797/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 24 июня 2019 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Киселева Н.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания» ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.6 и ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019 общество с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания» (далее – ООО «ГЭК») признано виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.6 и ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, ему назначено наказание с применением ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей (т.2 л.д.32-35).
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019, ООО «ГЭК» подало жалобу на указанное постановление в Губахинский городской суд Пермского края.
Определением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 14.05.2019 жалоба ООО «ГЭК» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019 возвращена заявителю (т.2 л.д.97).
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019 вступило в законную силу 07.05.2019.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 31.05.2019, заявитель просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности, поскольку при определении подсудности необходимо было исходить из места нахождения юридического лица, указанного в выписке из ЕГРЮЛ, – <...>. Указанный адрес относится к подсудности мирового судьи судебного участка 1 Свердловского судебного района г. Перми. Генеральный директор ООО «ГЭК» либо иное уполномоченное лицо общества не были уведомлены прокурором о проведении проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности производственных объектов, в связи с чем проведенная прокуратурой г. Губаха проверка является незаконной. В нарушение положений ч.3.1 ст.28.7 КоАП РФ ООО «ГЭК» не была вручена копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.02.2019. Кроме того, должностным лицом С. нарушен установленный ч.5 ст.28.7 КоАП РФ месячный срок проведения административного расследования. Указывает, что все документы, касающиеся вмененных юридическому лицу административных правонарушений, неоднократно были предоставлены в ходе проверки сотруднику прокуратуры, инспекторам 8 ОНПР по Губахинскому, Кизеловскому городским округам и Александровскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю и имеются в материалах дела, ООО «ГЭК» были проведены все необходимые мероприятия по гражданской обороне, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.6 и ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
Для проверки доводов жалобы 04.06.2019 истребовано дело об административном правонарушении, которое поступило в Пермский краевой суд 14.06.2019.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019.
Согласно части 1 статьи 20.6 КоАП РФневыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 1, ч.3 ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административных правонарушениях, на основании решения заместителя прокурора города Губахи Шербинина А.А. от 07.12.2018 № 170 в период с 07.12.2018 по 05.01.2019 проведена проверка ООО «ГЭК» на предмет исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, исполнения законодательства в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, в ходе которой установлено, что ООО «ГЭК» по адресу: <...> нарушены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- не создан орган повседневного управления РСЧС – дежурно-диспетчерская служба организации (пункт 11 Положения о единой государственной системе; пункт 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения);
- не создана локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях (подпункт «г», «з» статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ; пункты 4,11,19-24,26 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 376 от 25.07.2006; пункт 47 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения);
- для созданного резерва СИЗ не определены объем и номенклатура (пункт "ж" статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ; подпункт 2, 3 Порядка создания и использования резервов; подпункт 2; 6, 7, 9, 11, 12, 17 - 19 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты);
- работники организации не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт «в» статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ; подпункты "а", "в" пункта 2, подпункты "а", "в” пункта 4, пункты 7-12 Положения о подготовке населения в области ЧС; пункты 45, 54 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения; пункты 2, 3, 5 - 8, 10, 12 - 19, 21 - 23, 26 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 284 (далее - Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок);
- не создан страховой фонд документации (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях);
- не ведется журнал учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункт 2.1, приложение № 5 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению: входы в защитные сооружения гражданской обороны, защитные устройства и помещения для укрываемых (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункты 3.2.3-3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитных сооружений гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях);
- не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (пункты 3.5.1 - 3.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
- в нарушение пункта 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в ПРУ №1 и №2 отсутствуют: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.
В связи с выявленными нарушениями 22.03.2019 в отношении ООО «ГЭК» государственным инспектором Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору С. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ и частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколами об административных правонарушениях № 1 от 22.03.2019 (л.д.48-49, 51-54); решением заместителя прокурора г. Губаха о проведении проверки от 07.12.2018 (л.д.14); письмом 8 ОНД и ПР по Губахинскому, Кизеловскому городским округам и Александровскому муниципальному району в адрес прокурора г.Губахи от 05.02.2019 о результатах проведения проверки в отношении ООО«ГЭК» (л.д.16-24); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ГЭК» (л.д.25-37), которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Таким образом, совершенное ООО «ГЭК» деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6 и частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с соблюдением правил подсудности.
Мировой судья, руководствуясь ч.1 ст.28.7 КоАП РФ, разъяснениями, содержащимися в абз.3 п.п. «а» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что каких-либо процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, по настоящему делу не осуществлялось, пришел к правильному выводу, что фактически административное расследование не проводилось. Соответственно, в данном случае положения ч.1.3 ст.29.5 КоАП РФ о рассмотрении дела районным судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, не применяются.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, выражается в невыполнении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, выражается невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В соответствии с п.п. «з» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Виновное бездействие допущено ООО «ГЭК» по адресу: <...>, в связи с чем дело об административных правонарушениях правомерно рассмотрено мировым судьей судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края, к подсудности которого отнесена указанная территория.
Доводы жалобы о том, что ООО «ГЭК» не было уведомлено прокурором о проведении проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности производственных объектов, не была вручена копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.02.2019, опровергаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, решение заместителя прокурора г. Губаха о проведении проверки от 07.12.2018 было вручено техническому директору ООО «ГЭК» П. 07.12.2018 (л.д.14).
Кроме того, 14.12.2018 в адрес ООО «ГЭК» из прокуратуры г. Губаха поступил запрос о предоставлении в срок до 17.12.2018 документов в связи с проведением проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности производственных объектов (л.д.104).
Из пояснений ООО «ГЭК» по делу об административном правонарушении от 14.03.2019 следует, что на основании поступившего 14.12.2018 запроса прокуратуры г. Губаха ООО «ГЭК» в день проведения проверки все указанные в списке, а также дополнительно запрошенные документы были предоставлены для ознакомления сотруднику прокуратуры и проверяющему инспектору 8 ОНПР по Губахинскому, Кизеловскому городским округам и Александровскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю (л.д.50).
Таким образом, ООО «ГЭК» заблаговременно было уведомлено о проведении проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности производственных объектов, о сроке её проведения, принимало участие в проведении проверки, в том числе путем предоставления документов, подтверждающих исполнение законодательства о промышленной безопасности производственных объектов.
Определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2019 направлены в адрес ООО «ГЭК» по электронной почте 18.02.2019 (л.д.7).
Довод жалобы о том, чтодолжностным лицом С. нарушен установленный ч.5 ст.28.7 КоАП РФ месячный срок проведения административного расследования, учитывая те обстоятельства, что указанный срок пресекательным не является, а административное расследование фактически не проводилось, на законность обжалуемого судебного постановления не влияет.
Доводы защитника о том, что все документы, касающиеся вмененных юридическому лицу административных правонарушений, неоднократно были предоставлены в ходе проверки сотруднику прокуратуры, инспекторам 8 ОНПР по Губахинскому, Кизеловскому городским округам и Александровскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю и имеются в материалах дела, ООО «ГЭК» были проведены все необходимые мероприятия по гражданской обороне, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.6 и ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления не являются, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Факт виновного бездействия ООО «ГЭК»подтверждается совокупностью вышеприведенных доказательств, оцененных мировым судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Бездействие ООО «ГЭК» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «ГЭК» с учетом положений ч.2 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Порядок и срок давности привлечения ООО «ГЭК» к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.04.2019по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.6 и ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Губахинская энергетическая компания» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда -