ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-818/18 от 05.06.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Плешивцев С.И.

Судья – Буланков Р.В.

44а-818/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 05 июня 2018 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Х. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13.02.2018 и решение судьи Пермского краевого суда от 14.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее УФАС России по Пермскому краю) № ** от 08.12.2017 должностное лицо – глава администрации города Перми ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 6-14).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13.02.2018 постановление заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю № ** от 08.12.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменено, дело об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 103-108).

Решением судьи Пермского краевого суда от 14.03.2018 решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13.02.2018 оставлено без изменения, жалоба заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю Х. – без удовлетворения (л.д. 149-150).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 22.05.2018, заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, считает их незаконными и необоснованными, указывает на неверное толкование судьями правовых норм.

Дело об административном правонарушении истребовано 25.05.2018, поступило в Пермский краевой суд 31.05.2018.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из представленных материалов усматривается, что постановлением заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю № 629-17-адм от 08.12.2017 установлено нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» и ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившееся в принятии постановления администрации города Перми № 685 от 29.09.2015 «Об утверждении Порядка реализации преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта», которое приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке (л.д. 6-14).

Постановлением администрации города Перми № 685 от 29.09.2015 установлена плата за реализацию преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе на новый срок (л.д. 15-18).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 04.07.2017 в действиях Пермской городской Думы и администрации города Перми установлен факт нарушения ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации» и ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в создании для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, дискриминационных условий их размещения путем принятия Пермской городской Думой решения № 27 от 01.03.2011 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части размещения нестационарных торговых объектов» и путем принятия постановления администрации города Перми № 685 от 29.09.2015 «Об утверждении Порядка реализации преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта» (л.д. 45-56).

Постановление администрации города Перми № 685 от 29.09.2015 «Об утверждении Порядка реализации преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта» признано утратившим силу на основании постановления администрации города Перми № 976 от 31.10.2017 (л.д. 19).

При вынесении постановления № ** от 08.12.2017 заместитель руководителя УФАС России по Пермскому краю исходил из того, что ФИО1 как глава администрации города Перми несет полную ответственность за все действия и бездействия администрации города Перми и в силу возложенных на него обязанностей и функций должен был обеспечить соблюдение администрацией города Перми действующего, в том числе, антимонопольного законодательства, а именно, соблюдение требований ФЗ «О защите конкуренции». В постановлении указано также, что у ФИО1 имелась реальная возможность для соблюдения действующего законодательства, но при этом им не были приняты достаточные для этого меры. Как указано в приведенном выше постановлении УФАС России по Пермскому краю, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих основания и порядок осуществления торговой деятельности, в том числе в части установления обязанности субъектов предпринимательской деятельности по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов (с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации), а также необходимости соблюдения хозяйствующими субъектами разного рода процедур по реализации преимущественного права, участия в конкурентных процедурах и прочее.

Принимая решение об отмене постановления заместителя руководителя УФАС России по Пермскому краю № ** от 08.12.2017, судья районного суда исходил из недоказанности вины ФИО1, поскольку антимонопольным органом не была исследована и дана надлежащая оценка субъективной стороны вменяемого ФИО1 нарушения. Судья Пермского краевого суда, проверяя законность и обоснованность решения судьи районного суда, с изложенными в нем выводами согласился. Выводы судей являются правильными и основаны на верном толковании и должной оценке норм материального права и установленных по делу обстоятельств.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таком положении, без исследования всех фактических обстоятельств дела, оценки действий ФИО1, связанных с подготовкой и принятием спорного постановления, то есть без надлежащего исследования субъективной стороны преступления, вывод антимонопольного органа о наличии вины ФИО1 нельзя признать убедительным. Сам по себе факт наличия у главы администрации города Перми должностных обязанностей и функций по обеспечению соблюдения администрацией города Перми действующего законодательства не может являться достаточным для безусловного установления вины. При таком положении, с учетом требований ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ судьи пришли к правильному выводу о недоказанности вины ФИО1 и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что глава администрации города Перми должен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, предусмотренные законодательством, и должен нести ответственность за действия администрации законность выводов судебных инстанций не опровергают. Наличие должностных обязанностей и ответственность за деятельность администрации в целом по смыслу приведенных выше положений ст.ст. 1.5, 1.6, 2.4 24.1 КоАП РФ не исключает необходимость исследования субъективной стороны правонарушения и установления вины привлекаемого к административной ответственности лица.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о нарушении или неправильном толковании норм закона, в связи с чем не может рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13.02.2018 и решение судьи Пермского краевого суда от 14.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Х. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда -