ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4а-820м
город Казань ___ июня 2017 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «МБ-Ирбис» ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 11 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани от 26 декабря 2016 года и решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 3 марта 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка .... по Ново-Савиновскому судебному району <адрес> от <дата>, оставленным без изменения решением судьи Ново-Савиновского районного суда <адрес> от <дата>, генеральный директор ООО «МБ-Ирбис» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить, производство по данному делу прекратить.
Изучение истребованного из судебного участка .... по Ново-Савиновскому судебному району <адрес> дела об административном правонарушении, доводов заявителя, показало, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 2 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено данным пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и налоговую декларацию по налогу.
Согласно пункту 2 упомянутой статьи налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> ФИО2, являясь должностным лицом в лице генерального директора ООО «МБ-ИРБИС», несвоевременно представил налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за <дата>. Срок представления соответствующего налогового расчета был установлен не позднее <дата>, расчет же представлен <дата>.
Постановлением мирового судьи судебного участка .... по Ново-Савиновскому судебному району <адрес> от <дата> заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации за несвоевременное представление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за квартал.
Привлекая заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации, мировой судья, с мнением которого согласился и судья районного суда, исходил из того, что вина ФИО2 в инкриминируемом ему правонарушении полностью доказана.
С такими выводами судей обеих инстанций нельзя согласиться.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Заявитель в ходе производства по данному делу об административном правонарушении последовательно отрицал вину, утверждая, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации, им же в свою очередь, как должностным лицом приняты все надлежащие меры для организации бухгалтерского учета в ООО «МБ-Ирбис». Иное ничем в материалах дела не опровергается.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 2.4 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП Российской Федерации под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно Примечанию к статье 15.3 КоАП Российской Федерации административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 КоАП Российской Федерации, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП Российской Федерации, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>.... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.6 КоАП Российской Федерации необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП Российской Федерации мировым судьей и судьей районного суда не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение генеральным директором Общества ФИО2 своих служебных обязанностей.
При этом, как следует из материалов дела, в штатном расписании ООО «МБ –Ирбис» имеется должность главного бухгалтера. Приказом от <дата>ФИО1 принята на должность главного бухгалтера (л.д. 23, 28). Должностной инструкцией главного бухгалтера Общества (л.д 24-27) предусмотрено, что к обязанностям главного бухгалтера, в том числе, относится обеспечение составления достоверной отчетности организации на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки пользователям отчетности (пункт 2.15), обеспечение составления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, в том числе консолидированной, представление всех видов отчетности в установленном порядке в соответствующие органы в установленном порядке (пункт 2.18), осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 2.20), осуществление ведения налогового учета и составления налоговой отчетности, налогового планирования (пункт 2.21). Согласно пункту 4.1 названной должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность, в числе прочего, за невыполнение и (или) несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей, нарушение требований налогового законодательства и бухгалтерского учета, неподготовку или несвоевременную (неправильную, некорректную) подготовку и оформление отчетности и сдачи в соответствующие органы.
Кроме того, приказом от <дата> главный бухгалтер ФИО1 назначена ответственным лицом за своевременную отправку налоговой отчетности (л.д. 28).
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП Российской Федерации соответствующие доводы заявителя и представленные в материалы дела доказательства судьями обеих инстанций исследованы не были.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП Российской Федерации о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что генеральным директором Общества ФИО2 были допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не добыто.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, в действиях генерального директора ООО «МБ-Ирбис» ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации, в связи с чем, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка .... по Ново-Савиновскому судебному району <адрес> от <дата> и решение судьи Ново-Савиновского районного суда <адрес> от <дата>, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «МБ-Ирбис» ФИО2 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «МБ-Ирбис» ФИО2-удовлетворить.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров