Дело № 4а-823/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Барнаул 10 сентября 2018 года
Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» – Безугляка В. В.ча на решение судьи Алтайского краевого суда от 13 июня 2018 года, решение судьи Угловского районного суда Алтайского края от 15 марта 2018 года по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Гостюшева А. В. от 20 декабря 2017 года, которым
общество с ограниченной ответственностью «Лесная холдинговая компания «Алтайлес», юридический адрес: г.Барнаул, ул.Л.Толстого, д.22, каб.209, ИНН: 2225086755, ОГРН: 1072225006798,
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 11 декабря 2017 года, составленному начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Гостюшевым А.В., 4 и 5 октября 2017 года в ходе осмотра лесных участков на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков от 3 октября 2017 года № 322-р, утвержденного заместителем министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальником управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Атайского края Черных В.А., приказа того же должностного лица от 25 сентября 2017 года № 1539, выявлено, что общество с ограниченной ответственностью «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» (далее – ООО «ЛХК «Алтайлес»), являющееся единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью «Грин-Форс» (далее – ООО «Грин-Форс»), расположенного по адресу: Алтайский край, Угловский район, п.Тополинский лесхоз, ул.Лесхозная, д.30 «б», допустило нарушения ООО «Грин-Форс» как арендатором лесного участка (договор аренды лесного участка от 16 декабря 2008 года № П-18/3) подпункта «а» пункта 17, пунктов 18, 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, подпунктов «з», «к» пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года № 377, подпунктов «з», «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, выразившиеся в том, что:
- в лесосеке № 1 выдела № 1 квартала №13 Борисовского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества в Угловском районе Алтайского края (год рубки – 2016, вид рубки – РЕД (рубка единичных деревьев)) площадью 6,2 га заготовленная древесина оставлена на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание; не проведена весенняя доочистка места рубки;
- в лесосеке № 1 выдела № 1 квартала № 24 того же участкового лесничества (год рубки – 2016, вид рубки – РЕД) площадью 2,5 га заготовленная древесина оставлена на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание;
- в лесосеке № 1 выдела № 1 квартала № 82 Угловского-2 участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества в Угловском районе Алтайского края (год рубки – 2016, вид рубки – ПРЖ (прореживание)) площадью 2,2 га заготовленная древесина остановлена на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой; не проведена весенняя доочистка места рубки;
- в лесосеке № 1 выдела № 1 квартала № 66 Тополинского участкового лесничества Озеро-Кузнецовского лесничества в Угловском районе Алтайского края (год рубки – 2015, вид рубки – РЕД) площадью 13,3 га заготовленная древесина оставлена на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой; при сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Угловского районного суда Алтайского края от 15 марта 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛХК «Алтайлес» – без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 13 июня 2018 года постановление должностного лица, решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника ООО «ЛХК «Алтайлес» – Безугляка В.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, защитник ООО «ЛХК «Алтайлес» – Безугляк В.В. просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что ООО «ЛХК «Алтайлес» субъектом вмененного правонарушения не является, поскольку лесные участки находятся в аренде у другого лица – ООО «Грин-Форс», а передача полномочий единоличного исполнительного органа о наличии вины управляющей организации не свидетельствует, поскольку ООО «ЛХК «Алтайлес» отвечает только за действия (бездействие), связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций исполнительного органа; допущенные нарушения являются следствием ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками ООО «Грин-Форс»; за те же правонарушения к административной ответственности привлечено ООО «Грин-Форс»; место совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении указано неверно, жалоба на постановление рассмотрена с нарушением правил подсудности.
Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, приходу к следующему.
По общему правилу, предусмотренному статьей 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как следует из разъяснения, содержащегося в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление), при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 3 Постановления, если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку объективная сторона вмененных в вину ООО «ЛХК «Алтайлес» правонарушений выражается в его бездействии как управляющей организации, то местом совершения указанных административных правонарушений следует считать место нахождения ООО «ЛХК «Алтайлес», то есть юридический адрес (г.Барнаул, ул.Л.Толстого, д.22, каб.209).
Данный адрес относится к территориальной подсудности Центрального районного суда г.Барнаула.
Изложенное свидетельствует о том, что жалоба на постановление должностного лица по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛХК «Алтайлес» была рассмотрено судьей Угловского районного суда Алтайского края с нарушением правил подсудности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Угловского районного суда Алтайского края от 15 марта 2018 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 13 июня 2018 года, вынесенные в отношении ООО «ЛХК «Алтайлес» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с возвращением дела в Угловский районный суд Алтайского края для разрешения вопроса о направлении жалобы на постановление должностного лица со всеми материалами дела на рассмотрение по подсудности.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» – Безугляка В. В.ча удовлетворить частично.
Решение судьи Угловского районного суда Алтайского края от 15 марта 2018 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 13 июня 2018 года отменить, дело возвратить в Угловский районного суда Алтайского края для разрешения вопроса о направлении жалобы на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Гостюшева А. В. от 20 декабря 2017 года со всеми материалами дела на рассмотрение по подсудности.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Справка:
судья районного суда Воробьева Е.В.,
судья краевого суда Бакланов Е.А.