ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-829/17 от 13.07.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а-829/2017

Судья Рыбакова О.В. Судья Жуков А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 июля 2017 года г. Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Коркинский завод теплоизоляционных изделий» Тюгаевой О.Ю. на решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 14 февраля 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда Челябинской области от 22 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коркинский завод теплоизоляционных изделий»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды А.Е.К.. № 279 - м от 10 января 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 14 февраля 2017 года и решением судьи Челябинского областного суда от 22 марта 2017 года, Общество с ограниченной ответственностью «Коркинский завод теплоизоляционных изделий» (далее - ООО «КЗТИ») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник ООО «КЗТИ» - Тюгаева О.Ю., действующая на основании доверенности, просит их изменить, в части назначения наказания.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления,


2

радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 14, 15, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В соответствии с п. 8 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки ООО «КЗТИ», проведенной должностным лицом отдела регионального экологического надзора на основании Приказа о проведении


3

внеплановой документарной проверки от 24 ноября 2016 года, выявлено, что ООО «КЗТИ» осуществляет деятельность по производству минеральных тепло - и звукоизоляционных материалов и изделий, производство прочей неметаллической минеральной продукции по адресу: <...>, в результате своей деятельности образует отходы 4 класса опасности, однако в нарушение ст. 14, 15, 18, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ отсутствуют разработанные паспорта на опасные отходы 4 класса опасности; не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, а также размещенных отходов; не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов предприятием за 2015 год в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности; лица, допущенные к работе с опасными отходами, не прошли специальное обучение.

Факт несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления ООО «КЗТИ» подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела установлено, что ООО «КЗТИ» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Действиям ООО «КЗТИ» дана верная юридическая оценка, оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Грубых нарушением установленных ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» влекущих недействительность результатов проверки, не допущено.

Доводы настоящей жалобы в указанной части аналогичны доводам жалоб на постановление о назначении административного наказания, они являлись предметом исследования судей, и обоснованно отклонены. Мотивы принятых решений изложены в судебных актах.


4

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы судьей городского суда и судьёй областного суда законный представитель ООО «КЗТИ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебных заседаниях участие не принимал. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

При этом доводы жалобы о необходимости замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «КЗТИ» является субъектом малого предпринимательства, заслуживают внимания.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в действие с 4 июля 2016 года, КоАП РФ дополнен ст. 4.1.1.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия


5

(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При рассмотрении дела установлено, что ООО «КЗТИ» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01 августа 2016 года. При этом совершенное ООО «КЗТИ» правонарушение хотя и является нарушением природоохранного законодательства, однако заключается в бездействии юридического лица по предоставлению отчетности и ведении документации при обращении с отходами. Каких - либо доказательств о причинении в результате бездействия ООО «КЗТИ» вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, а также имущественного ущерба, в материалах дела не содержится.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что за нарушение природоохранного законодательства ООО «КЗТИ» привлечено впервые, суд считает возможным в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенное ООО «КЗТИ» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 ООО рублей заменить на предупреждение.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 14 февраля 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда от 22 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коркинский завод теплоизоляционных изделий» изменить: назначенное Обществу с ограниченной ответственностью «Коркинский завод теплоизоляционных изделий» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей заменить на предупреждение.

Заместитель председателя

областного суда

Н.В. Козлова