ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-834/18 от 13.12.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело №4А-834/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 декабря 2018 года город Саратов

Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Газсбытсервис» - Веретенникова В.П. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 июля 2018 года, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 29 августа 2018 года, решение судьи Саратовского областного суда от 23 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Газсбытсервис»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 июля 2018 года открытое акционерное общество (далее - ОАО, общество) «Газсбытсервис», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 29 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 23 октября 2016 года, постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

В жалобе генеральный директор ОАО «Газсбытсервис» - Веретенников В.П. указывает на невиновность ОАО «Газсбытсервис» в данном административном правонарушении и на отсутствие доказательств, поскольку при проведении проверки контролирующим органом какие-либо пробы по адресу: <адрес> не отбирались, факт загрязнения окружающей среды в ходе проверке не установлен. Инспектор ограничился формальным подходом при исполнении своих обязанностей, проверив наличие или отсутствие документации, просит изменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи в части назначенного наказания на предупреждение.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, поступившего в областной суд 07 декабря 2018 года, и доводов жалобы заявителя свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с поступившей 13 июня 2018 года в отдел государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Саратовской области из отдела государственной экологической экспертизы и нормирования 20 июня 2018 года служебной записке государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области в отношении ОАО «Газсбытсервис», расположенного по адресу: <адрес>, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установлено, что ОАО «Газсбытсервис» осуществляет деятельность по транспортированию по трубопроводам газа и продуктов его переработки. Ранее ОАО «Газсбытсервис» имело разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № 4092 со сроком действия с 24 апреля 2013 года по 11 апреля 2018 года. Согласно справке о финансово-хозяйственной деятельности в 2018 году обществом осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. По договору от 02 апреля 2018 года, заключенному между ОАО «Газсбытсервис» (Заказчик) и ООО «Правовая корпорация» (Исполнитель), последнее обязалось выполнить услуги по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу с получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух (за исключением радиоактивных веществ).

В нарушение требований пункта 1 статьи 14 «Закона об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ, пункта 4 статьи 23, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ в период с 11 апреля 2018 года ОАО «Газсбытсервис» осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Действия ОАО «Газсбытсервис» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.21 Кодекса.

Доводы жалобы о том, что при проведении проверки контролирующим органом какие-либо пробы по адресу: <адрес> не отбирались, факт загрязнения окружающей среды в ходе проверке не установлен, инспектор ограничился формальным подходом при исполнении своих обязанностей, проверив наличие или отсутствие документации, не могут быть приняты во внимание, в связи с тем, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса является формальным. Правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

Довод о применении части 2 статьи 4.1.1 Кодекса и изменении наказания в виде административного штрафа на предупреждение является несостоятельным, поскольку с учетом положений части 2 статьи 3.4 и части 1 стать. 4.1.1 Кодекса возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное ОАО «Газсбытсервис» нарушение требований законодательства не позволяет делать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде. Данный состав административного правонарушения направлен на предупреждение наступления вредных последствий.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Совокупность представленных доказательств явилась достаточной для правильного разрешения данного дела.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Административное наказание назначено ОАО «Газсбытсервис» в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса, в пределах санкции части 1 статьи 8.21 Кодекса, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статей 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 июля 2018 года, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 29 августа 2018 года, решение судьи Саратовского областного суда от 23 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Газсбытсервис», оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО «Газсбытсервис» - Веретенникова В.П. – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда О.М. Ляпин