ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-838/17 от 14.07.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а-838/2017

Судья Рыбакова О.В.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 июля 2017 года г.Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» Лычагина А.И. на постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 12 от 23 сентября 2016 года и решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2017 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги»,

установил:

постановлением № 120313 заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 12 от 23 сентября 2016 года Открытое Акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Решением судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2017 года указанное постановление главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы от 23 сентября 2016 года изменено: в описательно-мотивировочной части постановления указано на то, что нарушения требований пожарной безопасности - пожарные рукава и стволы размещены в деревянных пожарных шкафах в задании электрической централизации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.З ст. 20.4 КоАП РФ.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление и судебное решение от имени юридического лица ОАО «РЖД», его защитник Лычагин А.И. просит отменить состоявшиеся по делу решения, считая их незаконными.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.


2

В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что 31 августа 2016 года на основании распоряжения № 136 от 08 августа 2016 года заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы №12 от 31 августа 2016 года проведена плановая выездная проверка юридического лица ОАО «РЖД» (филиал ЮУЖД) по факту соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений и зданий, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ст. Дубровка.

В ходе проведения проверки инспектором ОНД № 12 по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент); п. 9 табл. А 1 приложения А (обязательное) «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 (далее - СП 5.13130.2009.) служебно-техническое здание (вокзал) не защищено автоматической пожарной сигнализацией;

2. в нарушение ч. 2 ст. 54 Технического регламента; раздела 7 таблицы 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 (далее -СП 3.13130.2009) в служебно-техническом здании не предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

3. в нарушение п. 57 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» в здании электрической


3

централизации пожарные рукава и пожарные стволы размещены в деревянных пожарных шкафах.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении ОАО «РЖД» 09 сентября 2016 года уполномоченным должностным лицом составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.

Факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность юридического лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами, оценив которые всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о доказанности виновности ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Требования ст. ст. 9, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки по делу, не установлено.

Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела должностным лицом и судьями не установлено место совершения административного правонарушения, безосновательны.

Место совершения административного правонарушения - нежилые помещения и здания эксплуатируемые ОАО «РЖД», расположенные по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ст. Дубровка, указано во всех процессуальных документах, сомнений не вызывает.

Ссылки в жалобе на то, что административный орган, выявив нарушение требований пожарной безопасности - пожарные рукава и пожарные стволы размещены в деревянных пожарных шкафах, не указал где было обнаружено указанное нарушение, что повлекло за собой невозможность исполнения предписания, несостоятельны.

Как следует из акта проверки от 31 августа 3016 года № 136 нарушение требований пожарной безопасности - пожарные рукава и пожарные стволы размещены в деревянных пожарных шкафах, выявлено в здании электрической централизации, которое представляет собой двухэтажное строение, 2003 года постройки, общей площадью 382, 7 кв.м., расположенном по адресу Челябинская область, г. Коркино, ст. Дубровка.

Выявленное в ходе проверки указанного объекта нарушение требований пожарной безопасности обосновано нормами и требованиями действующего законодательства. Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелось вышеуказанное нарушение требований пожарной безопасности, не усматривается, в ходе рассмотрения дела его наличие не опровергнуто,


4

устранение допущенного нарушения входит в обязанности юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ОАО «РЖД» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ОАО «РЖД» своевременному выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Юридическое лицо, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, для участия при составлении протокола представителя не направило, копия протокола направлена в адрес юридического лица в установленном порядке.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении должностным лицом ОАО «РЖД» о времени и месте рассмотрения дела, являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, обоснованно отвергнуты. Выводы судьи о том, что о времени и месте рассмотрения дела 23 сентября 2016 года в 10 часов 30 минут ОАО «РЖД» извещено надлежащим образом 22 сентября 2016 года в 06 часов 64 минут, о чем свидетельствует уведомление и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, являются правильными.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка. Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей не имеется.

При пересмотре дела судьей городского суда представитель юридического лица Лычагин А.И., действующий на основании доверенности, участвовал в судебном заседании, обосновывал позицию общества по делу. Таким образом, юридическое лицо не было лишено возможности защищать


5

свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.

Вместе с тем, постановление № 120313 заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 12 от 23 сентября 2016 года и решение судьи Коркинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2017 года подлежат изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 28 мая 2017 года, который вступил в законную силу 09 июня 2017 года, части 3 - 5 и 8 ст. 20.4 КоАП РФ признаны утратившими силу.

При этом часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Учитывая положения п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, а также то, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в качестве обязательного признака включает в себя, в том числе, нарушение требований пожарной безопасности, а также учитывая то, что санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ по отношению к санкциям ранее действовавшим ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ не ухудшает положение ОАО «РЖД», как лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу о необходимости изменения состоявшихся по делу решений путем изменения квалификации действий ОАО «РЖД» на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначения ему наказания в том виде и пределах, которые установлены ее санкцией, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, а именно: в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей с применением положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.


6

Переквалификация действий ОАО «РЖД» согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 12 от 23 сентября 2016 года и решение Коркинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2017 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» изменить: признать Открытое Акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 12 от 23 сентября 2016 года и решение Коркинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» - Лычагина А.И. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

областного суда

Н.В.Козлова