4а-841\2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 19 июля 2016 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 - представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на постановление Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.02.2016 г. и решение Самарского областного суда от 17.05.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.02.2016 г. юридическое лицо - Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей за проведение земляных, строительных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Решением Самарского областного суда от 17.05.2016 г. решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.02.2016 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара ФИО1 просит судебные решения отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что: объект - «ПК», грунтовый могильник, расположенный в границах улиц Ленинская<адрес> не является объектом культурного наследия; уведомлений в адрес Департамента о том, что в границах данного земельного участка располагается выявленный объект археологического наследия не поступало; работы, требующие обязательно получения разрешения государственного органа охраны культурного наследия, не производились; в действиях Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, ознакомившись с возражениями на жалобу, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п. 1 ст. 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст.30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Заказчики работ, технические заказчики (застройщики) объекта капитального строительства, лица, проводящие указанные работы, обязаны соблюдать предусмотренный п.5 ст.5.1 указанного Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст.30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Согласно п.4 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ в случае обнаружения в ходе проведения проектных, земляных, строительных работ, указанных в ст.30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
В силу ст. 45 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, образует состав административного правонарушения предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области и Государственного бюджетного учреждения культуры «А по С ИКН СО», в ходе осуществления мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия - «ПК», грунтовый могильник, расположенного в границах улиц <адрес>, установлено, что на территории указанного объекта Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары организовано проведение строительных работ, в ходе которых: культурный слой объекта нарушен котлованом размерами по поверхности 38м х 18м и глубиною до 5 м, представляющим собою в плане прямоугольник, ориентированный длинной осью по линии ЗСЗ-ВЮВ; в западной части котлована собран подъемный материал - фрагменты костей и железный кованный гвоздь от гроба; на ЗСЗ стенке котлована уже в слое гумусированной супеси, ниже прослоя строительного мусора прослеживаются очертания двух могильных ям, опускающихся в материк, причем в погребении 1 отчетливо выделяются деревянные части гроба, череп погребенного и отдельные кости, потревоженные при землеройных работах. Погребение 2 выделяется очертаниями могильной ямы и деревянных частей гроба, - при этом разрешения органа охраны объектов культурного наследия на выполнение данного вида работ Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары не было получено, чем нарушены требования ст.ст.5.1, 36,45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».
По факту выявленного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственного надзора (контроля) и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в отношении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.7.14 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-8); акт проведения контрольных мероприятий за состоянием выявленного объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблица к нему (л.д.17 -30); копия муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары и ООО «СМК» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Здание по адресу: <адрес>» (л.д.31–44); копии сводки затрат, технического задания, требований к материалам (л.д.46 – 53); копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> приложенные к нему документы (л.д.54–62); копия выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которой правообладателем земельного участка по адресу: <адрес> является Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары (л.д. 63); выписка из перечня выявленных объектов археологического наследия, согласно которой объект - «ПК», грунтовый могильник, расположенный в границах улиц <адрес>, выявлен в ходе разведок в 1996 г. (л.д.64), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы о том, что в действиях Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, так как: объект - «ПК», грунтовый могильник, расположенный в границах улиц <адрес> не является объектом культурного наследия; уведомлений в адрес Департамента о том, что в границах данного земельного участка располагается выявленный объект археологического наследия, не поступало; работы, требующие обязательно получения разрешения государственного органа охраны культурного наследия, не производились, - были исследованы предыдущими судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании представителем Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары норм права.
Согласно материалам дела, правообладателем земельного участка по адресу: <адрес>, на праве постоянного (бессрочного) пользования является Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары с 28.10.2013 г. (л.д. 63).
Согласно копии муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары (заказчиком) и ООО «СМК» (подрядчиком) и графику производства работ (л.д.31–45), выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Здание по адресу: <адрес>» началось в ноябре 2015 г.
Согласно п.4 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ в случае обнаружения в ходе проведения проектных, земляных, строительных работ, указанных в ст.30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности такого объекта в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, на территории которых находится обнаруженный объект культурного наследия.
Согласно копии письма Министерства культуры Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного главе г.о. Самара, органам местного самоуправления необходимо учитывать, что к объектам культурного (археологического) наследия относится, в том числе, «ПК» грунтовый могильник, расположенное в границах улиц <адрес> (л.д.119-121).
В силу п.5 ст.36 указанного Федерального закона заказчики работ, технические заказчики (застройщики) объекта капитального строительства, лица, проводящие земляные, строительные работы, обязаны соблюдать предусмотренный п.5 ст.5.1 указанного Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.
В силу ст. 45 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п.1 ст.49 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Доказательств приостановления Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары строительно-монтажных работ с момента выявления объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, не имеется.
Таким образом, в силу приведенных положений закона, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары, являясь заказчиком по проведению строительно-монтажных работ на объекте по адресу: <адрес>, расположенного в границах объекта культурного наследия - «ПК», грунтовый могильник, расположенного в границах улиц <адрес>, не предпринял мер для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, нарушил требования ст.5.1, ст.35, ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», и совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, определен верно.
Иные доводы представителя ФИО1, в том числе об отсутствии в действиях Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары состава административного правонарушения направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и свидетельствуют о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и являются способом защиты.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда, судьей областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 17.05.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление районного суда, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенного постановления судьи районного суда от 16.02.2016 г. о привлечении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары к административной ответственности по ст.7.14 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления районного суда.
Принцип презумпции невиновности судьей районного суда и судьей областного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары не усматривается, наказание назначено с соблюдением ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.7.14 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Железнодорожного районного суда г. Самары от 16.02.2016 г. и решение Самарского областного суда от 17.05.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ г. в отношении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО1 - представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Кудинов В.В.