4а-843/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<данные изъяты><данные изъяты>
Заместитель председателя Московского областного суда Соловьев С.В., рассмотрев жалобу Поповой Т.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка 106 Луховицкого судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - Поповой Т. В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка 106 Луховицкого судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты>, должностное лицо Попова Т. В., <данные изъяты> года рождения, уроженка <данные изъяты>, зарегистрированная и проживающая по адресу: <данные изъяты>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Судьей Луховицкого районного суда <данные изъяты> постановление мирового судьи оставлено без изменений.
Не согласившись с постановленными по делу судебными актами, Попова Т.В. их обжаловала в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ, указывая на то, что судами были нарушены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного Поповой Т.В. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Управления системой образования администрации Луховицкого муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, подведомственного главному распорядителю средств бюджета Луховицкого муниципального районного <данные изъяты> - Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района <данные изъяты> (далее Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что внесение изменений в бюджетную смету учреждения осуществляется путем утверждения изменений в бюджетную смету по форме согласно приложения 4 к настоящему порядку.
Также пунктом 3.6 установлено, что одновременно с изменениями в бюджетную смету представляются расчеты согласно приложению <данные изъяты> к настоящему порядку по изменениям кодам классификации операций сектора государственного управления и кодам аналитических показателей с письменными обязательствами о недопущении кредиторской задолженности по уменьшаемым расходам.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Поповой Т.В., должностное лицо указало, что главным экономистом МКУ «ЦБМУ» Поповой Т.В. в течении 2016 года и 2017 года – с <данные изъяты> по <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> не осуществлялось руководство работой по экономическому планированию и руководство работниками экономического отдела, что повлекло за собой систематические нарушения ст. 221 Бюджетного кодекса РФ и Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, подведомственного главному распорядителю средств бюджета Луховицкого муниципального района <данные изъяты> – Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты>. В бюджетную смету Учреждения в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> изменения вносились 57 раз (в 2016 году – 48 раз, в 2017 году – 9 раз), что подтверждается Сводными уведомлениями об изменении бюджетных ассигнований на 2016 и 2017 годы, но при этом МКУ «ЦБМУ» ни разу не были соблюдены требования пунктов 3.1 и 3.6 Порядка – не составлялись изменения в бюджетную смету по форме согласно приложению <данные изъяты> и расчеты согласно приложению <данные изъяты>. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, а именно каждый факт несоблюдения требований пунктов 3.1 и 3.6 Порядка в протоколе об административном правонарушении не отражены.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует также отметить, что, исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении судебных актов.
Согласно статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
Однако в постановлении мирового судьи и решении судьи районного суда по жалобе событие административного правонарушения описано аналогичным образом.
Состоявшиеся по настоящему делу судебные акты не отвечают требованиям статей 26.1, 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судебными инстанциями оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его судебному приставу-исполнителю для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебными инстанциями, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка 106 Луховицкого судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - Поповой Т. В. подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ, в отношении Поповой Т.А. подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка 106 Луховицкого судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - Поповой Т. В. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Заместитель председателя суда С.В. Соловьев