№ 4а-84/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 25 марта 2019 года
Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 10 октября 2018 года, решение судьи Астраханского областного суда от 16 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № от 21 августа 2018 года ФИО1, занимающая должность руководителя - главного эксперта по медико-социальной экспертизе по Астраханской области ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 10 октября 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 21 августа 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 16 ноября 2018 года решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов и прекращении производства по делу, поскольку не является субъектом административного правонарушения, в заключенном с ней трудовом договоре отсутствуют нормы, возлагающие на нее ответственность за организацию и проведение закупочных мероприятий.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений.
В соответствии с частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона о контрактной системе под планированием понимается деятельность, осуществляемая для целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
Как следует из материалов дела, на основании требования прокуратуры Астраханской области от 15 мая 2018 года № 7/2-52-2018 в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 31 мая 2018 года № 359 «О проведении внеплановой выездной проверки в Федеральном казенном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (с учетом внесенных изменений приказом Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 29 июня 2018 года № 428) проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении закупок.
При проведении проверки ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации представлены следующие документы: план закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 финансовый год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденный руководителем учреждения, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок 11 января 2018 года; план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 финансовый год, утвержденный руководителем учреждения 17 января 2018 года, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок 18 января 2018 года (версия № 0); план график на 2018 год, утвержденный руководителем учреждения 22 января 2018 года, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок 22 января 2018 года (версия № 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2015 года № 553 утверждены Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд и требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
В план закупок на 2018 год, утвержденный и размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок 11 января 2018 года, включена позиция № 6 «Аренда нежилого помещения» на сумму 55 495 440 рублей.
В план-график на 2018 год, утвержденный 17 января 2018 года, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок 18 января 2018 года (версия № 0), включена позиция № 4 «Аренда нежилого помещения» на сумму 55 495 440 рублей.
Вместе с тем, согласно представленному обоснованию цены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15 января 2018 года учреждением произведен расчет, согласно которому цена контракта на 6 месяцев (с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года) составляет 30 270240 рублей (3603,60 кв.м х 1 400 рублей х 6 месяцев).
Согласно столбцу 19 «планируемый срок (периодичность) поставки товаром выполнения работ, оказания услуг» плана графика на 2018 год, утвержденного 11 января 2018 года, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок 18 января 2018 года (версия № 0), планируемый срок (срок отдельных этапов) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: 01 января 2018 года - 30 ноября 2018 года.
Однако контракт на предоставление во временное владение и пользование нежилого помещения, находящегося по адресу: <...>, от 19 января 2018 года № 1 заключен между учреждением и ООО «Альфа Девелопмент» в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на 30 270 240 рублей, сроком действия с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года.
Согласно плану-графику на 2018 год, утвержденному руководителем учреждения 22 января 2018 года, и размещенному в Единой информационной системе в сфере закупок 22 января 2018 года (версия № 1), в позицию № 4 «Аренда нежилого помещения» внесены следующие изменения: начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - 30 270 240 рублей; планируемый срок (срок отдельных этапов) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - 1 января 2018 года - 30 июня 2018 года.
При проведении проверки Управления Федерального казначейства по Астраханской области установлен факт несвоевременного внесения изменения в план-график закупок на 2018 год в части включения Позиции № 4 на сумму 30 270 240 рублей и факт осуществления закупки, не предусмотренной планом-графиком на 2018 год, поскольку закупка не могла осуществляться учреждением 19 января 2018 года, изменения в части цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и планируемого срока (срока отдельных этапов) оказания услуг внесены в план - график на 2018 год - 22 января 2018 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от 10 июля 2018 года, копией трудового договора № от 04 сентября 2013 года, копией трудового договора № от 23 марта 2018 года, копией приказа № от 25 марта 2014 года «О назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок» и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались и получили надлежащую оценку в судебных постановлениях в соответствии с требования статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.39.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в ее трудовом договоре отсутствуют нормы, возлагающие на нее ответственность за организацию и проведение закупочных мероприятий, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно приказу Минтруда России от 04 сентября 2013 года № 85-кр ФИО1 назначена 12 сентября 2013 года на должность руководителя - главного эксперта по медико-социальной экспертизе учреждения. На момент совершения инкриминируемого административного правонарушения ФИО1 являлась руководителем - главным экспертом по медико-социальной экспертизе по Астраханской области ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно Уставу учреждения, утвержденному приказом Федерального медико-биологического агентства от 18 мая 2011 года № 57у, руководитель обеспечивает соблюдение бюджетного законодательства, в соответствии с законодательством Российской Федерации, несет полную ответственность за нецелевое использование средств федерального бюджета, принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и другие нарушения бюджетного законодательства (пункт 4.12 Устава). Руководитель осуществляет управление Учреждением на основе единоличия, организует работу и несет персональную ответственность за его деятельность в пределах своей компетенции, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Учреждения (пункт 4.14 Устава).
Таким образом, ФИО1 является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
Указание в жалобе на возложение обязанностей по разработке, внесению изменений и размещению в единой информационной системе плана закупок на ведущего юрисконсульта ФИО2 не свидетельствует о необоснованности выводов суда о том, что ФИО1 является надлежащим субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.39.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалами дела установлено, что ФИО1 была наделена в силу занимаемой должности обязанностями по планированию закупок, подготовке необходимой документации.
При таких обстоятельствах, при несвоевременном внесении изменений в План-график закупок на 2018 год в части включения Позиции № 4 на сумму 30 270 240 рублей и осуществления закупки, не предусмотренной планом-графиком на 2018 год, должностным лицом - главным экспертом по медико-социальной экспертизе по Астраханской области ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ФИО1 ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению вышеприведенных положений закона.
Вопреки доводам жалобы административным органом не были установлены нарушения ФИО1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года N 567.
Данные методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и при привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несвоевременном внесении изменений в план-график закупок, не применялись.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ФИО1 и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности ФИО1 в его совершении. Мотивы, по которым в основу судебных актов были положены одни доказательства и отвергнуты другие, в том числе доводы ФИО1, подробно изложены в обжалуемых судебных актах, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, оснований сомневаться в их правильности не имеется.
Бремя доказывания судьей районного суда и судьей Астраханского областного суда распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО1, не усматривается.
Законность и обоснованность постановления судьи районного суда проверены судьей районного суда в полном объеме в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено, в связи с чем оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 10 октября 2018 года, решение судьи Астраханского областного суда от 16 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Астраханского областного суда