Мировой судья Пермякова И.В.
Судья Голосуцкая Т.П. Дело № 4а-852/2016
Новосибирский областной суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 ноября 2016 г. г. Новосибирск
Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Куйбышевского судебного района Новосибирской области от 28 апреля 2016 г., решение судьи Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 26 августа 2016 г., вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Куйбышевского судебного района Новосибирской области от 28 апреля 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 26 августа 2016 г., глава Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, ставится вопрос об отмене постановленных в отношении ФИО1 решений.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с положениями ст. 30.16 КоАП РФ административное дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
Перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, приведен в ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В том числе, положения указанной статьи предусматривают размещение информации:
о перечнях информационных систем, банках данных, реестрах, регистрах, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Из материалов дела усматривается, что 02.02.2016 прокуратурой Куйбышевского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения законодательства о раскрытии информации о деятельности администрацией Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией сельского поселения в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не размещены на странице в сети «Интернет» следующие сведения:
перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органов местного самоуправления, подведомственных организаций (пп. «е» п.1 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления");
обзор обращений физических, юридических лиц, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления; обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах в 2015 г. (пп. «в» п.9. ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления");
информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления в 2015 году п.3 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Так прокурором установлено, что на официальной странице Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области не размещен реестр закупок, осуществляемых без заключения контрактов, не размещены сведения об участии администрации Абрамовского сельсовета в государственной программе «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуницпального и местного значения в Новосибирской области в 2015-2020 г.г.», а также отсутствует обзор обращений физических и юридических лиц.
В связи с изложенными обстоятельствами Куйбышевским межрайонным прокурором вынесено постановление от 04 марта 2016 г. о возбуждении в отношении главы администрации Абрамовского сельсовета ФИО1 дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
Разрешая настоящее дело, судебные инстанции пришли к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения.
При этом судьи исходили из того, что вина ФИО1 и фактические обстоятельства дела установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, отвечающих критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
С такими выводами судебных инстанций согласится нельзя в силу следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приходя к выводу о виновности ФИО1 в нарушении требований ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", судьи не приняли во внимание положения ч. 3 ст. 13 указанного федерального закона, согласно которой, состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных" утверждены Правила отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, Правила определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных.
Согласно п.п. 1, 3, пп. «в» п. 4 Правил отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, Правила устанавливают порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в форме открытых данных.
Решение о возможности отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, принимается государственным органом или органом местного самоуправления, в результате деятельности которых создается либо к которым поступает соответствующая информация.
Обязательному отнесению к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, подлежит информация, включенная, в том числе, в перечни общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных (для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления), утверждаемые соответственно правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовым актом иного государственного органа, правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления городского округа и муниципального района.
В силу положений Правил определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных Правила устанавливают порядок определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных.
Требования к размещению государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" общедоступной информации о деятельности указанных органов в форме открытых данных предусматривают:
а) требования к форматам и правилам оформления набора данных, а также к содержанию включаемой в них информации;
б) требования к форматам и правилам оформления паспорта наборов данных;
в) правила размещения в сети "Интернет" набора данных и паспорта набора данных;
г) правила ведения реестра набора данных;
д) требования к периодичности размещения и срокам обновления набора данных в сети "Интернет";
требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения общедоступной информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования.
Требования, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 3 Правил, определяются в соответствии с методическими рекомендациями по размещению государственными органами и органами местного самоуправления на официальных сайтах в сети "Интернет" общедоступной информации в форме открытых данных и техническими требованиями к размещению такой информации, утверждаемыми Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства с учетом предложений Министерства экономического развития Российской Федерации, согласованных с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Размещение в сети "Интернет" общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в форме открытых данных осуществляется указанными органами исходя из принципов полноты и востребованности такой информации.
Требования к периодичности размещения и срокам обновления наборов данных в сети "Интернет" определяются государственным органом или органом местного самоуправления, осуществляющим их размещение в сети "Интернет". Указанные требования определяются на основании положений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих сроки размещения и периодичность обновления соответствующей информации в сети "Интернет", исходя из соблюдения принципа актуальности и достоверности информации, содержащейся в наборе данных.
Требования к периодичности размещения и срокам обновления набора данных в сети "Интернет" указываются в паспорте набора данных, утверждаемом решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм, обязательному размещению в сети «Интернет» подлежит не любая информация, из перечня, приведенного в ст. 13 Федерального закона № 8 –ФЗ, созданная органом местного самоуправления или поступившая в такой орган, а информация в указанном выше порядке признанная общедоступной и включенная в перечень, разработанный на основании соответствующего нормативно правового акта. При этом, такая информация подлежит размещению в сети «Интернет» в сроки, установленные таким нормативно правовым актом.
Между тем, материалы дела не содержат указания на нормативно правовой акт, который бы относил указанную в постановлении о привлечении ФИО1 к административной ответственности информацию к обязательной к размещению, а также устанавливал сроки для размещения такой информации, исходя из ее актуальности, полноты и востребованности. Также в постановлении не указано, на основании каких положений действующего законодательства, суды пришли к выводу, что на момент проведения прокурорской проверки (02.02.2016), срок размещения указанной выше информации истек, что повлекло выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения.
Кроме того, представленная в материалы дела справка, на основании которой прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, не содержит сведений о том, обладает ли лицо, составившее справку специальными познаниями для работы с сайтом муниципального образования. Также справка не содержит сведений о поэтапном описании процедуры осмотра сайта с указанием конкретных действий совершаемых проверяющим, последовательности указанных действий. Из представленной справки нельзя сделать однозначных выводов о не размещении указанных в ней сведений на сайте. При этом, представленные в материалы дела скриншоты страниц не могут быть признаны относимым и достоверным доказательством того, что проверяющим осмотрены все страницы, относящиеся к деятельности Абрамовского сельсовета.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО1 был привлечен к участию в проведении проверки, объяснения с него в ходе проверки не получены.
Также из материалов дела усматривается, что в администрации Абрамовского сельсовета назначено должностное лицо, ответственное за размещение сведений о деятельности администрации в сети «Интернет». Между тем, указанное лицо, в силу своих должностных обязанностей обладающее сведениями необходимыми для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, к участию в проведении проверки не привлечено, объяснения у данного лица не взяты.
Кроме того, согласно п.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 583 в случае отсутствия у органа местного самоуправления официального сайта в сети "Интернет" общедоступная информация о деятельности такого органа местного самоуправления в форме открытых данных размещается на официальном сайте в сети "Интернет" субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что в ходе проверки официальный сайт Новосибирской области проверялся на предмет размещения необходимых сведений.
Судебными инстанциями указанные выше обстоятельства оставлены без внимания, что свидетельствует о наличии существенных нарушений, допущенных в ходе судебного разбирательства, не позволившими полно, объективно и всесторонне рассмотреть дела, в связи с чем постановленные в отношении ФИО1 судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Между тем, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, препятствующим возбуждению, возобновлению или продолжению производства по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел об административных правонарушениях составляет три месяца, что исключает возможность передачи дела на новое рассмотрение, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.13, 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи 1-го судебного участка Куйбышевского судебного района Новосибирской области от 28 апреля 2016 г., решение судьи Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 26 августа 2016 г., вынесенные в отношении главы Абрамовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области – отменить, производство под делу об административном правонарушении – прекратить, в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя
Новосибирского областного суда Т.А. Рытикова