№ 4а–857/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иркутск 14 июня 2019 г.
Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу К. на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 ноября 2018 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 29 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К.,
У С Т А Н О В И Л:
19 сентября 2018 г. заместителем начальника Иркутского территориального отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу в отношении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении в отношении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. передано на рассмотрение по существу в Кировский районный суд г. Иркутска.
Постановлением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 ноября 2018 г. руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Иркутского областного суда от 29 января 2019 г. постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 ноября 2018 г. оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В поданной в Иркутский областной суд жалобе К. просит отменить постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 ноября 2018 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 ноября 2018 г., производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела, проанализировав доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. судьей районного суда и судьей Иркутского областного суда соблюдено.
Частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела, Иркутским территориальным отделом Управления Минкультуры России по СФО проведена проверка полноты, и качества осуществления Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области переданных Российской Федерацией федеральных полномочий в части государственной охраны и федерального государственного надзора за соблюдением обязательных требований градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны в мемориальном комплексе «Декабристы в Иркутске» и установленных для этих территорий особых режимов использования земель на земельном участке строительства административных зданий по <адрес изъят>.
По итогам проверки составлен Акт проверки от 27.06.2018 г. и внесено предписание об устранении выявленных нарушений от 27.06.2018 г. № П 03-01-17/15.
Согласно предписанию, в ходе проверки выявлено нарушение требований пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в непринятии мер в рамках федерального государственного надзора за соблюдением градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (охранной (объединенной) зоны) и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, расположенных в Историко-мемориальном комплексе «Декабристы в Иркутске» на земельном участке строительства административных зданий по ул. Тимирязева, 58, переулок Волконского, 2 в г. Иркутске. Срок устранения нарушений установлен до 01.08.2018 г. включительно.
Актом проверки от 17.08.2018 г. Номер изъят установлено, что предписание об устранении нарушений от 27.06.2018 г. №Номер изъят Службой не выполнено, а именно: не устранено нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
В соответствии с положениями статьи 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия: государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно Постановлению администрации Иркутской области от 12.09.2008 г. №254-ПА «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» для объекта культурного наследия Историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске» установлен режим охранной (объединенной) зоны ОКН ОЗ, запрещающий новое строительство, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение ОКН и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды.
Из Акта внеплановой документарной проверки Номер изъят от 17.08.2018 г. следует, что в границах охранной (объединенной) зоны указанного объекта культурного наследия имеется земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, собственником которого является ООО «Охранное бюро «Сократ». Установлено, что на земельном участке ведутся работы по возведению двухэтажного кирпичного здания с подвальным и мансардным этажами. Здание расположено в непосредственной близости от выявленного объекта культурного наследия «Школа им. Родионова» нач. ХХ в.
Должностное лицо Министерства культуры РФ по СФО, обязывая Службу предписанием устранить выявленные нарушения, исходило из того, что на территории охранной (объединенной) зоны объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес изъят>, переулок Волконского, 2, ведется строительство здания вопреки установленному Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 г. № 254-ПА запрету на новое строительство в этой зоне.
Факт невыполнения предписания от 27.06.2018 г. № П 03-01-17/15 послужил основанием для составления должностным лицом Управления Министерства культуры РФ по Сибирскому федеральному округу 19.09.2018 г. в отношении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного руководителем Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19.09. 2018 г.; предписанием Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу от 27.06.2018 г.; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 18.07.2018 г.; актом внеплановой документарной проверки от 17.082018 г. и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела свидетельствует, что при рассмотрении дела судья районного суда и при его пересмотре судья Иркутского областного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судья районного суда и судья Иркутского областного пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей Иркутского областного суда при рассмотрении жалобы защитника Ивлева Г.А. в интересах руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. доводы о незаконности постановления мирового судьи тщательно исследованы и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
В судебном порядке предписание должностного лица незаконным признано не было.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Невыполнение в установленный срок в полном объеме законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное руководителем Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод К. в жалобе о том, что при рассмотрении дела судьей районного суда и при его пересмотре судьей Иркутского областного суда не дана оценка Проектной документации и акту государственной экспертизы, которыми предполагалась регенерация исторической среды путем перемещения либо воссоздания утраченных объектов культурного наследия на территории Историко-мемориального комплекса, не может служить основанием для отмены судебных актов.
Доводы жалобы К., поданной в Иркутский областной суд, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 ноября 2018 г. и решения судьи Иркутского областного суда от 29 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. не имеется.
Действия руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. правильно квалифицированы по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание руководителю Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л :
постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 1 ноября 2018 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 29 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области К. оставить без изменения, жалобу К. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда С.А. Черткова