№ 4а-861/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иркутск 21 июня 2019 г.
Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу директора Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Д. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 119 Кировского района г. Иркутска от 25 января 2018 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 2 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 119 Кировского района г. Иркутска от 25 января 2018 г. Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 % суммы полученной субсидии 478 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 2 апреля 2019 г. данное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба директора Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Д. - без удовлетворения.
В поданной в Иркутский областной суд жалобе директор Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Д. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 119 Кировского района г. Иркутска от 25 января 2018 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 2 апреля 2019 г., производство по делу прекратить.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Как следует из материалов дела, что распоряжением Губернатора Иркутской области Номер изъят-рп от 18 октября 2011 г. создан фонд «Центр поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (л.д. 24).
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 22 мая 2012 г. за основным государственным регистрационным номером Номер изъят (л.д. 25).
В соответствии с Уставом Фонд является юридическим лицом, не имеющей членства некоммерческой организацией. Основными целями деятельности Фонда являются: финансовое или иное обеспечение выполнения государственных программ Иркутской области, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области (п.п.1.6, 1.7, 2.1).
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта РФ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно органов государственной власти субъекта РФ. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, и содержать положения о обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области установлен постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2012 г. № 603-пп.
Перечень документов, представляемых организациями для получения субсидии, определен п. 7 названного Постановления № 603-пп (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии).
Так, в силу положений названного пункта должно быть представлено обязательство организации по обеспечению достижения значений показателей результативности использования субсидии, оформленное согласно установленной форме (подпункт «д»).
Постановлением Правительства Иркутской области от 23.10.2014 г. № 518-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 года» (далее - госпрограмма). Структура госпрограммы включает подпрограмму «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2015-2020 годы», в рамках основного мероприятия «Содействие деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрено предоставление субсидий на создание и (или) обеспечение деятельности центра кластерного развития на 2016 год.
Законом Иркутской области от 23.12.2015 г. № 130-03 «Об областном бюджете на 2016 год» утверждены бюджетные ассигнования на 2018 год по государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы», подпрограмме «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2015-2020 годы», основному мероприятию «Содействие деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» на софинансирование расходов на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в объеме 23900,0 тыс. рублей.
Письмом от 24 марта 2016 г. № 108 Фонд обратился в министерство экономического развития Иркутской области для получения субсидии в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, с приложением документов, в числе которых было письменное обязательство по обеспечению достижения показателей результативности исполнения субсидии.
На основании распоряжения министерства экономического развития Иркутской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии Фонду «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» от 24 марта 2016 г. № 28-мр между этим министерством и Фондом было заключено соглашение от 28 марта 2016 г Номер изъят, в силу которого Фонду были представлены субсидии в объеме 21 700,0 тыс. рублей.
15 августа 2016 г. между Министерством и Фондом заключено дополнительное соглашение от Номер изъят к соглашению от 28 марта 2016 г. Номер изъят, в соответствии с которым весь объем субсидии за счет средств областного бюджета составил 23 900, 0 тыс. рублей.
Согласно п. 15 (1) Порядка, утвержденного Постановлением № 603-пп, отчеты об использовании субсидии и о достижении значений показателей результативности использования субсидии представляются организацией в уполномоченный орган в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии.
Согласно п. 2.4 соглашения от 28 марта 2016 г. Номер изъят получатель субсидии обязан:
-исполнять обязательства, установленные при предоставлении субсидии и обеспечить использование субсидии по не целевому назначению;
-представить по требованию министерства в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения, а также документы, подтверждающие целевое использование субсидии;
-достичь значения показателей результативности использования субсидии, установленные соглашением.
Кроме того, необходимо представлять в министерство следующую отчетность:
-ежегодно, до 10 января года, следующего за годом предоставления субсидии, отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии на бумажном и электронном носителях по форме, предусмотренной соглашением;
-ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, установленной соглашением;
-ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о реализации мероприятий, включенных в план работы на текущий финансовый год, по форме, установленной соглашением, в случае установления факта нарушения Получателем требований, установленных при предоставлении субсидии, произвести возврат средств в областной бюджет в соответствии с законодательством РФ в течение 10 банковских дней со дня получения требования министерства о возврате полученной субсидии.
9 января 2017 г. Фондом в Министерство экономического развития Иркутской области направлен отчет о достижении значений показателей результативности Фонда за 2016 г.
Согласно пункту 17 Постановления № 603-пп (в редакциях, действовавших на 31.12.2016 г. и 20.05.2017 г.) в случае, если организацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, организация в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, обеспечивает возврат части субсидии, рассчитанной по формуле, установленной этим пунктом.
Из Акта проверки КСП Иркутской области и копий отчета следует, что «Отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии Фондом за 2016 год» содержит 2 показателя, фактические значения, которых не достигли установленные на 31 декабря 2016 г. соглашением значения.
Так, к 31 декабря 2016 г. не достигнуты следующие показатели:
количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) СМСП, получившими государственную поддержку, ед.» - установлен соглашением 8 единиц (п.2.1), тогда как фактически указанный показатель равен 0 единицам, что составляет 0 %.
количество СМСП - новых участников территориальных кластеров, ед.» - установлен соглашением 10 единиц (п.2.3), тогда как фактически указанный показатель равен 8 единицам, что составляет 80 %.
При этом в установленный срок до 20 мая 2017 года Фондом не обеспечен возврат в областной фонд части субсидии, выданной министерством Фонду.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Фонда «Центр поддержки субъектов ФИО2 и среднего предпринимательства в Иркутской области» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 25 декабря 2018 г. (л.д. 4-11), Уставом Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (л.д. 13-23), обязательством (л.д. 145-149), распоряжением о проведении контрольного мероприятия (л.д. 154-156), актом проверки (л.д. 157-181) и иными материалами дела.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела мировой судья и при его пересмотре судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их допустимость и достоверность. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод директора Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Д. в жалобе о том, что Фондом соблюдены все требования предоставления субсидии, установленные пунктом 6 Постановления № 603-пп и выполнены в полном объеме, является несостоятельным.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, Фонд, взяв на себя обязательства при получении субсидии, должен был принять все зависящие от него меры по исполнению условий предоставления субсидии, однако материалы дела не содержат сведений о том, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по исполнению взятых на себя обязательств.
Таким образом, Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод в жалобе о том, что размер штрафа должен определяться от суммы невозвращенной части субсидии, не может быть принят во внимание, поскольку санкцией 2 статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что размер штрафа исчисляется в процентном соотношении от суммы всей субсидии.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» состава административного правонарушении, и о неправильном назначении мировым судьей Фонду административного наказания, по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей районного суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении.
Процессуальных нарушений нижестоящими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспоренных судебных актов не имеется.
Вместе с тем, постановление мирового судьи судебного участка № 119 Кировского района г. Иркутска от 25 января 2018 г. подлежит изменению в части указания даты его вынесения с 25 января 2018 г. на 25 января 2019 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 119 Кировского района г. Иркутска от 25 января 2018 г. изменить в части указания даты его вынесения с 25 января 2018 г. на 25 января 2019 г.
В остальной части это же постановление и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 2 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» оставить без изменения, жалобу директора Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Д. – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда С.А. Черткова