ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-876/19 от 12.08.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-876/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 12 августа 2019 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 16.05.2019г. и решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.06.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ,

установил:

10.04.2019 года и.о. прокурора Ленинского района г. Самары возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами, на которых возложено осуществление публично значимых функций.

Постановлением мирового судьи судебного участка №26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 16.05.2019г. директор Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 19.06.2019г. постановление мирового судьи от 16.05.2019г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе директор Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 ссылается на незаконность и необоснованность привлечения к административной ответственности и несоответствие выводов предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; указывает, что действие ФЗ РФ от 02.05.2006 №59 –ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» на правоотношения общества с заявителями не распространяется, поскольку общество не является ни государственным органом, ни органом местного самоуправления и не наделено какими – либо властными функциями по отношению к другим участникам гражданского оборота, просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения надзорной жалобы не имеется.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч. ч. 1 и 4 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 05.03.2019г. прокуратурой Ленинского района г. Самары по коллективному обращению К.Н.В., Д.Д.А., Б.Ж.В. и Л.В.Н. от 14.03.2019г. проведена проверка соблюдения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, по результатам которой установлено, что 04.02.2019г. гражданами К.Н.В., Д.Д.А., Б.Ж.В. и Л.В.Н. в Самарский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» направлено коллективное обращение о предоставлении сведений об общедомовом приборе учета потребления поставляемого коммунального ресурса, которое поступило в Самарский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» за вх. от 04.02.2019г. Данное обращение директором Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 в нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не рассмотрено в установленный законом срок, ответ подготовлен 02.04.2019г. и направлен заявителям 03.04.2019г.

Указанное нарушение явилось основанием для вынесения и.о. прокурора Ленинского района г. Самары 10.04.2019г. постановления о возбуждении в отношении должностного лица – директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами, на которых возложено осуществление публично значимых функций.

В подтверждение, что должностным лицом – директором Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: коллективное обращение К.Н.В., Д.Д.А., Б.Ж.В. и Л.В.Н. от 14.03.2019г. поступившее в прокуратуру Ленинского района г. Самара 19.03.2019г. о нарушении должностными лицами Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан (л.д.5); коллективное заявление К.Н.В., Д.Д.А., Б.Ж.В. и Л.В.Н. от 03.02.2019г. поступившее в Самарский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» 04.02.2019г. (л.д.7); ответ директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 по коллективному обращению К.Н.В., Д.Д.А., Б.Ж.В. и Л.В.Н. от 03.02.2019г. (л.д.8); выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.04.2019г. (л.д.11-13); Устав АО «ЭнергосбыТ Плюс» утвержденный в новой редакции Решением внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» 11.12.2018г. (л.д.14-39); положение о Самарском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» утвержденное и.о. генерального директора ЗАО «КЭС—Энергосбыт» (л.д.40-46); приказ о приеме ФИО1 в Самарский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» на работу в качестве директора филиала с 10.07.2017г. (л.д.47).

Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Постановление и.о. прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в соответствии с положениями ст. ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ, нарушений требований закона, влекущих признание его недопустимым доказательством, не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановлении отражены.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Довод надзорной жалобы, что директор Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 не является субъектом рассматриваемого правонарушения в связи с тем, что в своей деятельности он не осуществляет публично значимых функций, а деятельность Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» не подпадает под действие Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, несостоятелен.

Исходя из разъяснений Конституционного Суда РФ в Постановлении от 18.07.2012 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений - организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе.

Согласно Устава АО «ЭнергосбыТ Плюс», осуществляет функции по реализации электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); оказывает услуги третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги; предоставление коммунальных услуг населению и т.д. (л.д.16).

В пункте 1.2 Положения о Самарском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» указано, что филиал является обособленным подразделением ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», осуществляющим часть его функций, в том числе функции представительства.

Из раздела 3 Положения о Самарском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» следует, что филиал осуществляет функции по оказанию услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги; реализации (продаже) электрической энергии на розничном рынке электрической энергии (мощности) клиентам всех категорий; оказанию услуг по начислению, выставлению счетов, истребованию задолженности и приему платежей за услуги, оказываемые клиентам всех категорий (л.д.43).

Деятельность Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» по реализации электрической энергии носит публично значимый характер, в связи с чем в отношении него применяются положения Федерального закона от 2 мая 2016 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Таким образом, в силу приведенных положений закона ФИО1, как директор Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» является должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными функциями, на которого возложена обязанность по контролю за подготовкой и подписанием ответов потребителям и осуществление иных организационно-распорядительных функций в Самарском филиале АО «ЭнергосбыТ Плюс».

04.02.2019г. граждане К.Н.В., Д.Д.А., Б.Ж.В. и Л.В.Н. обратились в Самарский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» с коллективным обращением о предоставлении сведений об общедомовом приборе учета потребления поставляемого коммунального ресурса. Ответ на данное обращение, подписанный директором Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1, направлен только 03.04.2019г., то есть с нарушением 30 дневного срока установленного ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2016 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для рассмотрения обращения граждан и бездействие директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» правильно квалифицировано по ст. 5.59 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

При рассмотрении жалобы ФИО1 на постановление мирового судьи от 16.05.2019 года судьей районного суда, дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от 19.06.2019 года дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи.

Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.

Наказание назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции ст.5.59 КоАП РФ.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу ФИО1, по делу не усматривается.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении предыдущими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 16.05.2019г. и решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.06.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 оставить без изменения, а надзорную жалобу директора Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров